Любимчики меньше болеют
Тинейджеры, которые вызывают симпатию у сверстников, вырастают здоровыми. И наоборот, те, у кого нет контакта с одноклассниками, подвержены хроническим заболеваниям.
На протяжении тридцати лет начиная с 1953 года шведские ученые наблюдали за успешностью среди сверстников 14 тысяч школьников.
Величину популярности, лидерства и значимости детей эксперты оценивали тогда, когда школьники переходили в шестой класс. Данные показатели определялись на основании опроса в классе на тему самых привилегированных одноклассников. В ходе исследования специалисты разделили детей на пять групп.
Как для мальчиков, так и для девочек низкое положение в иерархии среди сверстников определяло самый высокий риск возникновения серьезных проблем со здоровьем в более старшем возрасте. Например, повзрослев, они в четыре раза чаще «фаворитов» обращались в медицинские учреждения за помощью с гормональными, пищевыми и иными нарушениями обмена веществ. Риск же возникновения психологических проблем у них был в два раза выше, чем у всех остальных. Исследователи также подчеркивают, что полученные результаты не связаны с социальным статусом участников.
Психологи установили, что у наименее популярных среди сверстников детей ко взрослому возрасту риск развития ишемической болезни сердца (ИБС) повышался в девять раз. У них также отмечался повышенный риск возникновения диабета, наркомании, алкоголизма и проблем с умственным здоровьем.
Автор исследования Ильва Алмкуист из Центра исследования здоровья при Стокгольмском университете (Centre for Health Equity Studies at the University of Stockholm), Швеция, сказал, что дети с низким успехом среди ровесников часто испытывают недостаток моральной поддержки и информационный голод. Это приводит к понижению самооценки, ослабляет мотивацию и амбиции детей при выборе жизненного сценария. «Дети, не пользующиеся успехом в классе, более склонны к разрушительному для здоровья образу жизни. А в таких случаях под удар в первую очередь попадает сердечно-сосудистая система».
Профессор Алан Мэрион-Дэвис, президент Британского отделения здравоохранения (UK Faculty of Public Health), добавил свой комментарий: «Дети, которые чувствуют себя недооцененными или запуганными в школе, часто не уверены в себе. В этом случае они спасаются от безысходности обжорством, курением или употреблением алкоголя, вступая на скользкий путь к слабому здоровью. Специалистам и взрослым крайне важно сделать все, что только возможно, для формирования здоровой самооценки у тинейджера».
Доктор Алмкуист предложила разработать для школ специальные программы, которые бы способствовали внедрению в атмосферу внутри школьного общения политики социального равенства, и повышению самооценку каждого ребенка.