Москва
5 января ‘25
Воскресенье

Не весь инсулин подходит диабетику

Риск возникновения рака повышается, когда диабетики используют вместо человеческого инсулина его синтетический аналог, причем длительного действия, предупреждают врачи.

Сотрудники института качества и эффективности здравоохранения (IQWiG), Германия, проанализировали данные 130 тысяч пациентов с диагнозом сахарный диабет. Все они лечились либо человеческим инсулином, либо его аналогами короткого действия (в данном случае -- ньюмалогом или новорапидом), либо аналогом инсулина длительного действия (речь шла о лантусе) в период с января 2001 по июнь 2005 года.

В процессе исследования не было обнаружено никаких различий в лечении аналогами синтетического инсулина короткого действия и человеческим гормоном. Тогда как при применении пролонгированного инсулина лантус обнаружили его злокачественное влияние на организм человека, причем по сравнению с сопоставимой дозой человеческого инсулина. Было также установлено, что риск рака увеличивается с ростом дозы препарата.

Следует отметить, однако, что риск развития злокачественных опухолей был относительно небольшим и сочетался с такими показателями, как возраст, пол и ежедневная доза инсулина. Средний возраст пациентов составлял 65-70 лет, когда риск появления рака повышен по статистике. Из тысячи пациентов, принимавших человеческий инсулин, рак был обнаружен у 41 человека за 20 месяцев исследования. Если бы этих диабетиков лечили с применением лантуса, то увеличение количества случаев рака было бы в следующих пропорциях: на 10 единиц лантуса, применяемых ежедневно, количество заболевших раком возрастало бы на 0,4%. Среди пациентов, принимающих по 50 единиц лантуса ежедневно, количество раковых больных возрастало бы еще на 1,3%. Обнадеживает, что, по данным Немецкого фонда здравоохранения, большинство диабетиков используют этот препарат в относительно низких дозах. Из 100 пациентов, использующих лантус, 50 принимали ежедневно менее 20 единиц, и только 5 из 100 -- более 50 единиц.

Диабет -- сложное заболевание, и в его лечении необходимо учитывать  множество аспектов. «Но все-таки, если у пациента эффект от применения человеческого инсулина и лантуса одинаково хорош, врач должен ориентировать больного на  использование человеческого инсулина, -- заявляет Петер Савицки (Peter T. Sawicki), директор IQWIG и соавтор исследования. -- Вообще, пациенты, входящие в группу риска по развитию рака, должны использовать человеческий инсулин вместо лантуса всегда, когда это только возможно».

Синтетический инсулин пролонгированного действия был одобрен к производству и применению в эндокринологии в Германии в 2000 году. С тех пор вышло уже несколько лабораторных работ, указывающих, что при определенных условиях искусственные аналоги инсулина могут стимулировать рост раковых клеток. «Эти данные обсуждаются в научном мире, но они никогда не подтверждались лечебной статистикой», -- говорит Савицки. Теперь же, по словам экспертов, данные о побочных эффектах гларджина (основного вещества лантуса) более точные и вынуждают врачей использовать его лишь в неизбежных случаях. Остается ждать окончания исследований, которые прольют свет на истинную природу действия препарата. «Наше исследование не окончательное, -- говорит эндокринолог. -- Но, тем не менее, если гларджин как препарат и не запускает раковый процесс, то именно он стимулирует рост уже существующих раковых клеток.

Результаты данного исследования опубликованы в последнем номере журнала Diabetologia.

Полная версия