Настроение буквально изменяет способ, которым зрительная система фильтрует информацию из окружающего мира. Теперь наблюдение мира через розовые очки становится больше биологической действительностью, чем метафорой.
Врачи обнаружили интересное явление: при надевании очков, стекла которых окрашены в розовый цвет, у человека улучшается зрение. Но это происходит, как оказалось, не потому, что через розовые стекла мир кажется лучше, а от того, что именно в таком цвете угол зрения становится самым широким.
В ходе эксперимента испытуемым показывали изображения, влияющие на формирование хорошего, плохого или нейтрального настроений. Далее демонстрировали одну из картинок с лицом человека на фоне различного окружения, например, строящихся зданий. Чтобы сосредоточить внимание на центральном изображении, эксперты просили определить пол лица человека с картинки. Будучи в плохом настроении, люди не могли этого сделать. Однако, рассматривая то же самое изображение в хорошем настроении, они фактически извлекли из него максимум информации: центральное изображение лица видели так же четко, как и окружающие его здания.
При помощи метода магнитно-резонансной томографии (МРТ) специалисты смогли проследить, как кора мозга обрабатывает сенсорную информацию, когда ее владелец находится в хорошем, плохом или нейтральном настроении. В итоге физиологи установили, что такое зрительное «поведение» обеспечивает нам определенная часть мозга -- парагиппокампальная зона коры, которая отвечает за ориентацию на местности и обеспечивает первичные визуальные ответы коры на раздражение.
«Хорошее и плохое настроение физиологически изменяют способ работы зрительного анализатора человека», -- говорит Адам Андерсон (Adam Anderson), профессор психологии канадского университета в Торонто (University of Toronto). «Наше исследование определенно говорит о том, что, когда мы пребываем в хорошем настроении, зрительная зона коры головного мозга способна проанализировать большее количество информации. Отрицательные эмоции, в свою очередь, сужают наше зрение».
«Находясь в приподнятом настроении, люди визуально способны воспринять большее число объектов окружающей среды. Это хорошо, с одной стороны, но, с другой стороны, такое состояние приводит к рассеиванию внимания, -- говорит Тэйлор Шиц (Taylor Schmitz), автор этого исследования и аспирант университета в Торонто. -- Хорошее настроение в буквальном смысле увеличивает размер окна, через которое мы видим мир. Плюс здесь в том, что в этом случае мы приобретаем способность видеть многое в глобальной и конструктивной перспективе. Но есть и минус -- это может привести к отвлечению от критических задач, которые требуют сосредоточенности в узком фокусе. К таким задачам можно отнести, например, работу с опасными механизмами или проверку багажа в аэропорту. Плохое же настроение, в свою очередь, заставляет нас оставаться «зацикленными» на деталях, препятствуя восприятию информации, находящейся за пределами объекта нашего внимания».
Полная информация об исследовании опубликована в Journal of Neuroscience.