Послеродовая депрессия преследует идеальных мам
Если у новоиспеченной мамы не получается быть, по ее собственным представлениям, лучшей, она впадает в депрессию. Тогда общению с младенцем ее вынуждены учить психотерапевты.
Социологи Бостонского университета поручили врачам проанализировать свою работу с молодыми мамами и описать применяемые методы и эффективность лечения послеродовых эмоциональных нарушений.
[v2] Группа исследователей состояла из трех психологов, четырех социальных работников, психиатра и педагога. У всех был более чем 20-летний опыт работы с детьми и родителями. Задачей было найти способ наиболее эффективно помочь подавленной матери остаться максимально внимательной к нуждам ребенка, сохранять с ним тесный контакт и при этом самой пребывать в состоянии душевного равновесия. Главным акцентом был психологический контакт «мать и дитя»: нужно было научить новоиспеченную маму сохранять эмоциональную вовлеченность в жизнь, развитие ребенка и фиксировать проблемы, возникающие у нее в процессе материнства.
Социологи заметили, что когда мама приходила на прием без ребенка, это осложняло работу врача и многие его вопросы оставались без ответа, в процессе терапии наблюдалось много непредсказуемости и неясности относительно распределения ролей участников общения. Только присутствие ребенка на сеансах, по признанию психологов, приводит к реальному терапевтическому эффекту. «Удивительно, но присутствие и участие в лечении несмышленого младенца является лучшим катализатором психотерапевтического лечения. Наблюдение за реакциями малыша и проявление внимания к ним, ответ на его сигналы «здесь и сейчас» сильно помогают врачу понять, как наладить отношения матери с ребенком», -- отмечают ученые.
-- изложение опыта (мама должна рассказать, как обычно поступает в той или иной ситуации, связанной с материнством);
-- апробирование нового опыта (репетиция нового поведения в присутствии врача и ребенка на психотерапевтическом сеансе);
-- соединение прошлого и настоящего, интеграция нового поведения в привычную жизнь, вырабатывание новых привычек;
-- моделирование общения с ребенком (рассмотрение возможных проблем воспитания и способов их решения);
-- стимуляция и поощрение нового эмоционального опыта (обращение к чувствам и эмоциям матери, одобрение и поддержка ее первых успехов);
-- раскрытие новых перспектив, мечтаний, заглядывание в будущее;
-- формирование рефлексии (приобретение навыков по выражению собственных чувств у матери).
Классический круг проблем, возникающих у родителей после рождения ребенка, можно проиллюстрировать всего одной ситуацией -- когда врач играл с девочкой под присмотром ее матери во время терапевтической встречи. Наступил момент, и врач сказал девочке, что мама устала и надо оставить ее на время в покое. Больше всего удивилась женщина, мечтающая стать идеальной матерью. «Ей пришлось перебороть свое убеждение, что она должна быть идеальной мамой, которая не может позволить, чтобы у ребенка испортилось настроение. Она считала, что не может разочаровать ребенка, что 100% своего времени она должна уделять ему. Но я настоял на перерыве в общении, несмотря на то что девочка была этим недовольна», -- рассказывает Руф Пэрис (Ruth Paris), доцент социального факультета Бостонского университета.
Часто женщина, став матерью, думает, что должна полностью посвятить себя ребенку. На самом деле приносить себя в жертву это большая ошибка, считают врачи. Их совет -- оставаться собой, уделять себе время и продолжать заниматься саморазвитием не только в роли матери. Не забывать, что у счастливых реализованных родителей счастливые дети.
Исследование опубликовано в последнем номере Infant Mental Health Journal.