WSJ: проект ВСТО изменит мировой нефтяной рынок
Запущенный в конце декабря нефтепровод ВСТО изменит расстановку сил на мировых нефтяных рынках, считают аналитики. Широкий доступ к азиатским импортерам позволит Москве стать сильным конкурентом странам Ближнего Востока и заставит Европу активнее бороться за российские углеводороды.
Запущенный в конце декабря нефтепровод Восточная Сибирь -- Тихий океан (ВСТО) в значительной мере изменит расстановку сил на мировых нефтяных рынках, пишет The Wall Street Journal. Стоимость первой очереди ВСТО составила 360 млрд рублей, еще 60 млрд освоено на строительстве порта в Козьмине.
Москва получает широкий доступ к новым потребителям, что сильно повлияет не только на азиатский континент, но и заставит Европу быть более конкурентоспособной в борьбе за российские углеводороды, считает издание.
Пуск нефтепровода, в ходе торжественной церемонии осуществленный лично премьером Владимиром Путиным, знаменует положительный результат долгих усилий Кремля по выходу на новые площадки сбыта. Россия диверсифицирует маршруты собственных поставок, снижая зависимость от европейских партнеров и осваивая самый быстрорастущий азиатский рынок.
Ключевую роль в новой концепции российского экспорта играет Китай, которому также выгоден альтернативный странам Ближнего Востока поставщик.
Аналогичной позиции придерживаются эксперты Международного энергетического агентства (МЭА). «Проект ВСТО сможет частично заменить на рынке схожие по качеству с российской нефтью ближневосточные поставки», -- говорится в месячном докладе организации.
По мнению аналитика JP Morgan Лоуренса Иглса, нефтепровод является «важным шагом, кардинально меняющим мировой нефтяной рынок». «Он создает для России всю инфраструктуру, чтобы стать компенсирующим производителем одновременно для Запада и Востока», -- полагает эксперт.
Многие специалисты обращают внимание на ослабление позиций Европы. После ряда «газовых» войн, конечными жертвами которых оказывались континентальные импортеры, ЕС неоднократно ставил под сомнение статус Москвы как надежного партнера. Кремль, обвиняющий в срывах поставок Украину, в свою очередь, недоволен постоянными «заигрываниями» Европы с альтернативными экспортными проектами.
«Теперь Европе предстоит посостязаться за российскую нефть с Азией», -- констатирует старший аналитик МЭА Дайан Мунро.
Труба с китайским ответвлением
Напомним, торжественный пуск нефтепроводной системы ВСТО в эксплуатацию состоялся 29 декабря. Основной целью строительства российские власти называли транспортировку нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Система будет технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти», что позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.
Основными районами Западной Сибири, обеспечивающими ресурсную базу ВСТО, являются Томская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Запасы нефти способны удовлетворить потребности Восточной Сибири и Дальнего Востока в энергетическом и нефтехимическом сырье, а также обеспечить крупномасштабные поставки углеводородов в страны АТР.
Строительство нефтепровода осуществляется в два этапа. На первом этапе начала функционировать ветка Тайшет--Сковородино протяженностью 2,694 тыс. км и мощностью 30 млн т в год, построены семь нефтеперекачивающих станций (НПС), специальный морской нефтеналивной порт (СМНП) Козьмино мощностью 15 млн т нефти в год.
Второй этап -- ВСТО-2 -- предусматривает строительство линейной части трубопровода от Сковородино до Козьмино протяженностью 2,1 тыс. км, восьми НПС, расширение спецморнефтепорта.
Строительство ВСТО-1 завершено, от Сковородино до Козьмино нефть доставляется по железной дороге, где переливается в морские танкеры и отправляется потребителям. Помимо этапов ВСТО-1 и ВСТО-2, в соответствии с соглашениями между правительствами РФ и Китая в рамках проекта прокладки трубопровода строится ветка Сковородино -- граница КНР.