Генпрокуратура проверит кресла в вагонах РЖД
Генпрокуратура проверит сертификаты кресел и креплений, сорванных при крушении «Невского экспресса». В профсоюзе железнодорожников утверждают, что на безопасности кресел сэкономили. Производители вагонов отвечают, что все вагоны и крепления проходили испытания, а от теракта никто не застрахован. Также компания собирается усилить координацию с правоохранительными органами для четкого разграничения сфер ответственности в вопросе обеспечения безопасности.
Генпрокуратура проведет в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (Росжелдор) и государственном учреждении «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» проверку соблюдения законодательства при выдаче сертификатов соответствия на пассажирские вагоны, используемые в скоростных поездах.
«По имеющейся в настоящее время информации, из-за резкого торможения в пострадавших вагонах значительная часть пассажирских сидений была сорвана с креплений, а перегородки разрушены», -- говорится в сообщении ведомства.
На креплениях сэкономили
Председатель Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников Евгений Куликов считает, что экономия на внутреннем оснащении поездов стала следствием проводимой ОАО РЖД политики получения прибыли.
«При движении поездов со скоростью более 200 км/ч должны быть усилены крепления сидений, багажных полок и прочих потенциально опасных деталей вагона, -- заявил Infox.ru Куликов. -- В данном случае на них сэкономили, крепления были ненадежные, что, несомненно, повлияло на количество жертв. В ОАО РЖД целенаправленно проводится политика «оптимизации расходов» с целью получения прибылей, так что подобный факт меня не удивляет».
После катастрофы «Невского экспресса» появилось много критических замечаний, касающихся конструктивных особенностей вагонов, в частности открытых полок для багажа, ненадежных креплений пассажирских сидений. По свидетельствам некоторых очевидцев трагедии, именно эти недостатки стали причиной большого числа жертв и пострадавших, а также столь масштабных разрушений при крушении поезда.
Результаты судебно-медицинской экспертизы тел погибших показали, что «почти все пассажиры «Невского экспресса», получившие в результате теракта 27 ноября несовместимые с жизнью травмы, ехали в вагоне № 1», -- пишет «Коммерсантъ». «Версию о гибели пассажиров из-за оторвавшихся кресел косвенно подтвердил заместитель начальника Тверского областного бюро судебно-медицинской экспертизы по экспертной работе», -- пишет издание.
Все по ГОСТу
Вагоны «Невского экспресса» были сертифицированы в 2006 году и «полностью соответствовали нормам безопасности», заявили ранее Infox.ru в ОАО «Тверской вагоностроительный завод», на котором разбившиеся вагоны были построены. Однако кресла в вагонах были изготовлены не в России, а в Германии, но, как заявили Infox.ru на заводе в Твери, для них не существует специальных техрегламентов, поэтому наказывать за то, что кресла отлетели и придавили пассажиров, теперь некого.
«Вагоны «Невского экспресса» соответствовали ГОСТу, -- рассказал ранее Infox.ru заместитель главного конструктора ОАО «Тверской вагоностроительный завод» Олег Кравченко. -- Они прошли все необходимые испытания в штатных ситуациях».
Вагоны тестируют на сжатие и растяжение, которые возникают в ходе эксплуатации вагона. Их проверяют на устойчивость к статичным нагрузкам. Существуют и ударные испытания. Вагоны рассчитаны на удар 250 т в сцепное устройство при грубой сцепке вагонов. Это соответствует удару в неподвижное препятствие на скорости 13 км/ч. Никаких краш-тестов и испытаний на воздействие взрывной волны вагоны и локомотивы не проходят.
Как уверяют эксперты, российские стандарты в этой сфере жестче, чем заграничные. Корпуса оторвавшихся вагонов сохранили форму и продемонстрировали свою надежность конструкции. Однако внутри вагонов сорвало с мест все закрепленные детали -- кресла, багажные полки, двери. Стоит отметить, что в техрегламенте не прописано, какими должны быть крепежи, какую нагрузку они должны выдерживать, так что формально никаких претензий к железнодорожникам быть не может.
«По нашим подсчетам, нагрузки при сходе были запредельные, -- утверждает представитель завода Олег Кравченко. -- Судя по всему, один из вагонов перевернулся через голову. Длина вагона -- 25 м. Много вы знаете людей, которые выживают при падении с такой высоты? Не забудьте про ускорение, и вы поймете, чем вызвано такое количество жертв».
После аварии появились предположения, что, если бы пассажиры были пристегнуты, жертв было бы на порядок меньше. Однако зарубежные скоростные поезда, развивающие большую скорость, чем «Невский экспресс», также не оборудованы такими элементами, утверждают эксперты. «Ни японские, ни французские скоростные поезда ремнями безопасности не оборудованы, -- рассказал Олег Кравченко. -- Поезд ведь совершает остановки, люди входят, выходят. Пассажиры посещают вагон-ресторан, туалет. Им что, по четыре-пять часов сидеть пристегнутыми?»
Раздел сфер ответственности
РЖД планирует рассмотреть необходимость изменения технических условий строительства вагонов и локомотивов с точки зрения обеспечения безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте, заявил глава РЖД Владимир Якунин в передаче «Поздний разговор» на телеканале НТВ.
Кроме того, он отметил необходимость усиления координации в области безопасности с правоохранительными органами. «Мы должны провести соответствующую работу с правоохранительной системой, для того чтобы еще раз определиться в сферах ответственности. Это абсолютно необходимо сделать. Мы должны проанализировать все, что было сделано до того и после этой трагедии, чтобы выработать определенные алгоритмы взаимодействия и работы с пассажирами», -- констатировал глава РЖД.
ГЛОНАСС спасет от терактов
Тем временем в эфире «Первого канала» бывший руководитель НИИ Железнодорожных войск генерал-майор запаса Виктор Поплавский сообщил, что российские специалисты разработали датчики предотвращения терактов на железных дорогах, которые будут использовать систему ГЛОНАСС.
«Я представляю группу ученых, которые разработали датчики предотвращения терактов на железных дорогах. Причем работа (датчиков) построена таким образом, что через систему ГЛОНАСС, которая развернута у нас в стране, можно предупредить и остановить движение поезда на том участке, где произошли какие-то движения, которые вызывают опасность такого события», -- объяснил Поплавский механизм функционирования приборов.
Эксперт руководил НИИ Железнодорожных войск с 1993 по 2008 год.