Тони Блэр знал о незаконности вторжения в Ирак
По данным британской прессы, бывший премьер-министр Тони Блэр был официально предупрежден о незаконности вторжения войск союзников в Ирак за восемь месяцев до начала кампании. Однако глава правительства проигнорировал информацию, представленную юристами. Действия политика предстоит оценить следователям.
Бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр был официально предупрежден о незаконности вторжения войск союзников в Ирак за восемь месяцев до начала кампании, утверждает The Independent. Действиям политика предстоит дать оценку следователям.
Угрожающее умолчание
Как стало известно изданию, лорд Голдсмит, занимавший на тот момент должность советника по юстиции при правительстве, представил премьеру официальную записку, в которой указал на то, что свержение режима Саддама Хусейна станет грубым нарушением международного права. Именно такие сведения имеются у Джона Чилкота, возглавляющего комиссию по расследованию обстоятельств начала иракской войны и действий руководства страны.
Блэр попросту проигнорировал предупреждение Голдсмита, посоветовав своему подчиненному не придавать огласке информацию, изложенную в документе, на заседаниях кабинета министров. В итоге точка зрения, способная предотвратить войну, не была представлена на суд общественности, так и оставшись в кулуарах правительства. Голдсмита, по некоторым данным, вынудили умолчать о юридической коллизии наиболее близкие соратники Блэра лорд Фальконер и баронесса Морган. Премьер, полагает британская пресса, не решился раскрывать скандальные сведения, чтобы предотвратить антивоенный «переворот» в рамках правительства.
Годсмит якобы пригрозил премьеру отставкой и публичным разбирательством, однако был запуган и вынужден пойти на попятную.
Однако юрист и ранее активно отстаивал позицию невмешательства во внутренние дела Ирака. В июле 2002 года, когда на уровне американского и британского руководства уже обсуждался вопрос о смене политического режима в Багдаде, лорд в письме Блэру подчеркивал, что существует целый ряд несоответствий, способных превратить в несостоятельную позицию властей относительно необходимости начала военных действий.
Несвоевременные аргументы
Голдсмит отмечал три основных противоречия, дезавуировавших все благие намерения Блэра и Джорджа Буша-младшего. Во-первых, напоминал юрист, хотя ООН и оправдывает военное вторжение в ситуациях, когда атакующей стороне приходится действовать в рамках самообороны, нападение на Ирак не подпадает под компетенцию данного правила, поскольку прямой угрозы уничтожения для США и Британии режим Хуссейна не имел.
Во вторых, при определенных обстоятельствах ООН разрешает осуществление «гуманитарной интервенции», однако и таким обстоятельством вряд ли можно было узаконить кампанию, поскольку в Ираке не отмечалось катастрофического положения с гуманитарным обеспечением населения. Напротив, лишь вторжение союзников лишило страну возможности бесперебойного обеспечения продуктами первой необходимости.
Наконец, третьим пунктом в своей записке Голдсмит указывал, что все отсылки к резолюциям ООН, принятым в других обстоятельствах и при других геополитических реалиях, представляют собой лишь ширму, прикрывающую мало чем обоснованную агрессию.
В завершении документа лорд констатировал, что «ситуация может измениться». Однако и тогда должного внимания позиция юриста не получила.
Теперь Блэру и другим британским «ястребам», проигнорировавшим юридическую подоплеку иракской кампании, предстоит дать показания независимой комиссии по расследованию. Вновь открывшиеся сведения, полагают эксперты, могут нанести сильный ущерб репутации бывшего премьера, поскольку осведомленность о незаконности собственных решений не может быть оправдана в глазах британской общественности, в массе никогда не поддерживавшей воинственную позицию властей.