Европа нарушает газовые контракты с Россией
Европейские энергетические компании в текущем году закупили меньшие объемы газа у «Газпрома», нежели предполагают условия заключенных долгосрочных контрактов. Стоимость «неприобретенного» газа составляет около $2,5 млрд. Российская сторона может вскоре потребовать от партнеров выплаты недостающей суммы.
Европейские энергетические компании в текущем году закупили меньшие объемы газа у российского «Газпрома», нежели предполагают условия заключенных долгосрочных контрактов, сообщает Wall Street Journal.
Газ или деньги
Такая ситуация возникла из-за снижения спроса на голубое топливо среди европейских потребителей, а также расширения альтернативных источников энергии. Однако дальнейшие расхождения декларированных в документах объемов с реально закупаемыми могут привести Европу к открытому конфликту с российской компанией, предупреждают эксперты.
Источник в «Газпроме», знакомый со структурой европейского рынка, считает, что сокращение экспорта составило около 7%, что равняется примерно 10 млрд куб. м газа. Представитель российской стороны напомнил, что с большинством европейских партнеров у компании заключены договоры по схеме «бери или плати», то есть предполагающие выплату неустойки в случае отказа покупателя от товара.
Стоимость «неприобретенного» газа составляет около $2,5 млрд, полагает источник. По его словам, «Газпром» намерен настаивать на компенсации всех издержек, понесенных компанией из-за проблем партнеров. На сегодняшний день в Москве «сильно обеспокоены» сложившимся положением дел, заключил представитель российского газового гиганта.
В поисках индикатора
Финансовый кризис и затянувшаяся рецессия негативно влияют на структуру спроса в Европе. Одновременно континентальные игроки диверсифицируют маршруты поставок, обращая все более пристальное внимание на новые шельфовые месторождения в Северной Америке и некоторые другие проекты, сулящие избавление от российской зависимости. Обилие поставщиков сбивает спотовые цены на основных европейских площадках.
Однако крупнейшие компании Европы, покупающие газ у глобальных партнеров, таких как «Газпром», алжирская Sonatrach или норвежская StatoilHydro, от снижения цен ничего не выиграли. Они имеют долгосрочные контракты с указанными партнерами, что лишает их возможности оперативно реагировать на меняющуюся рыночную конъюнктуру. Газовые договоры всегда привязаны к цене на нефть, а баррель после краткосрочного снижения снова подбирается к докризисным показателям.
Многие эксперты призывают рынок отказаться от существующей схемы и перейти к формированию цены на газ, ориентируясь на расценки рынка «наличного» товара. По словам руководителя испанской нефтяной компании Repsol-YPF SA Антонио Бруфау, подобная ситуация «может стать неуправляемой, поскольку некоторые покупатели вынуждены брать товар по более высоким ценам, нежели их конкуренты».
«Газпром» же не считает целесообразным отказываться от нефтяной «увязки», поскольку на рынке нет более адекватного индикатора стоимости энергоресурсов, нежели черное золото. Начальник управления структурирования контрактов и ценообразования «Газпром экспорт» Сергей Комлев утверждает, что самая крупная спотовая площадка торгует объемом 15 млрд куб. м, в то время как российский экспорт в прошлом году составил 160 млрд куб. м. «Если использовать предлагаемый вариант, получится, что хвост виляет собакой», -- пояснил эксперт.
Украинский прецедент
Однако крупнейшие компании -- немецкая E.On Ruhrgas, французская GDF Suez и итальянская ENI все же частично перешли на не устраивающий «Газпром» сценарий. Но это не поможет им избавиться от необходимости возместить российскому поставщику убытки. Согласно условиям контракта, «Газпром» должен поставить в текущем году европейским потребителям около 150 млрд куб. м. На деле же этот показатель не превысит 140 млрд куб. м, полагает источник в компании.
Станет ли российская сторона требовать беспрекословного соблюдения контрактов или согласится на смягчение позиции в отношении партнеров, страдающих из-за нестабильности рынка, эксперты предсказать затрудняются.
Однако в нынешнем году уже имеется прецедент, позволяющий европейцам надеяться на сговорчивость «Газпрома»: в сентябре Москва согласилась пересмотреть условия газового соглашения с Украиной в сторону сокращения объемов экспорта, ранее задекларированных в январе. «Теперь европейцы говорят: вы не стали наказывать Украину, так почему же надо наказывать нас?» -- приводит позицию партнеров источник в «Газпром экспорте».