Власти ЕС финансировали Airbus не по правилам
Всемирная торговая организация (ВТО) признала субсидирование компании Airbus властями Евросоюза не соотвествующим мировым правилам торговли. ВТО удовлетворила жалобу правительства США, отстаивающего рыночные интересы другого гиганта -- Boeing.
Всемирная торговая организация (ВТО) признала субсидирование авиагиганта Airbus властями Евросоюза не соотвествующим мировым правилам торговли, сообщает Reuters со ссылкой на осведомленные источники в сенате США. При этом представители ЕС не спешат соглашаться с мнением ВТО.
Долгий спор между Airbus и Boeing, за которыми стоят ЕС и США соответственно, похоже, подходит к концу. Победу в противостоянии двух корпораций одерживает американская сторона, не устававшая напоминать ВТО о том, насколько противоречиво выглядит способ финансирования европейского конкурента.
Правительство США, отстаивая интересы Boeing, еще в 2004 году подало иск в ВТО, в котором отмечалось, что все деньги, поступившие на счет Airbus, являются незаконными субсидиями в производство.
По мнению торговых представителей США, решение ВТО -- это «большая победа», а также самое крупное и дорогостоящее дело за 14-летнюю историю существования организации.
Доклад ВТО, опубликованный на тысяче страниц, был издан в двух копиях: одна из которых была передана правительству США, а другая -- ЕС.
Противостояние двух гигантов индустрии продолжается с момента появления Airbus в 1969 году. По мере развития европейской корпорации и отвоевания у американских коллег почти половины рыночной доли представители Boeing все чаще поднимали вопрос об уместности развития конкурента за счет государственных средств.
В Европе в ответ на критику отмечали, что все займы выплачиваются в установленные сроки по известным заранее условиям, а косвенную поддержку Boeing Белым домом и сенаторами-лоббистами называли гораздо более «нерыночным» рычагом влияния.
В США вызывает вопросы не только кредиты на запуск новых проектов, объем которых оценивается примерно в $20 млрд, но и правительственную помощь промышленной инфраструктуре Airbus – так, прямую поддержку получили заводы авиапроизводителя в Тулузе и Гамбурге, а Европейский инвестиционный банк продолжает снабжать компанию займами.
ВТО квалифицируют схему функционирования Airbus как не соответствующую правилам организации. Такое субсидирование вполне можно назвать нарушающим конкуренцию.