У Москвы нет претензий к Таджикистану в связи с недавним лишением русского языка статуса языка межнационального общения. Также Россия согласна пересмотреть условия пребывания на территории постсоветской республики 201-й военной базы.
У России в настоящее время нет озабоченности по поводу использования русского языка в Таджикистане, приводит РИА «Новости» слова помощника президента России Сергея Приходько.
«Вопросов нет»
Ранее в Душанбе разработали законопроект, согласно которому единственным языком межнационального общения в стране будет таджикский. Затем МИД Таджикистана сделал пояснения, которые сводились к тому, что в республике роль русского языка как языка межнационального общения закреплена во второй статье конституции и никто основной закон менять не собирается.
«Вопросов, по большому счету, сегодня нет», -- констатировал Приходько. По его словам, на переговорах в Душанбе российская сторона в разъяснениях насчет роли русского языка в Таджикистане «по большому счету не нуждалась».
Помощник президента напомнил, что глава Таджикистана ранее неоднократно обращался к руководству России с просьбой о направлении преподавателей русского языка. По инициативе Рахмона в республике создаются филиалы российских вузов, а русский язык преподается во многих таджикских школах.
«Он неоднократно говорил и сказал сегодня, что в интересах самого Таджикистана уделять внимание русскому языку», -- напомнил Приходько. «Другое дело, что самостоятельное развитие таджикского языка это процесс, который должен регулироваться законодательно и который носит естественный характер», -- добавил он.
Желание партнера
Приходько также заявил, что президенты России и Таджикистана Дмитрий Медведев и Эмомали Рахмон дали поручение проработать вопрос об условиях функционирования 201-й российской военной базы в Таджикистане.
«В практическом плане этот вопрос сегодня не обсуждался. Президенты поручили соответственно министру обороны и с таджикистанской стороны министру иностранных дел продолжить совместную работу для подготовки комплексных предложений, касающихся дальнейших направлений развития равноправного российско-таджикистанского военного сотрудничества, включая вопросы функционирования базы», -- рассказал помощник главы государства.
По данным газеты «Коммерсантъ», Таджикистан в преддверии выборов хочет заставить Россию платить за крупнейшую сухопутную зарубежную базу страны. Издание сообщило, что в ответ Москва может в условиях кризиса оставить Душанбе без финансовой помощи и даже ввести визовый режим, что угрожает азиатской стране социальным взрывом.
В свою очередь глава МИДа Сергей Лавров сегодня подтвердил, что Москва готова обсуждать вопрос об условиях пребывания российской 201-й военной базы. Министр назвал Таджикистан партнером и отметил, что «если у одного партнера возникает желание что-то обсудить, то мы готовы это обсуждать, если нам такой вопрос поставят».
Дислоцированная в Таджикистане 201-я база (РВБ) предназначена для поддержания мира и стабильности в Центрально-Азиатском регионе, поддержки таджикских пограничников на границе с Афганистаном, а также для оказания помощи вооруженным силам республики. В состав РВБ входят три гарнизона -- в Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе и отдельная вертолетная эскадрилья.