Сознавшимся взяткодателям грозят тюремные сроки
Следственный комитет при МВД предлагает «награждать» тюремными сроками людей, дающих взятки чиновникам, даже в тех случаях, когда после дачи взятки человек сознается в совершенном преступлении. По мнению следователей, освобождение «раскаявшихся» от уголовной отвественности лишь подстегивает коррупцию.
В следственном комитете (СК) при МВД России предлагают установить уголовную ответственность для взяткодателей, которые добровольно заявляют о совершенном преступлении, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заместителя начальника СК Олега Логунова.
Лазейка для добровольцев
«Любой госслужащий всегда боится брать взятку, зная, что за такое преступление предусмотрен внушительный тюремный срок. Взяткодатель ничего не боится, потому что закон освобождает его от уголовной ответственности, если он добровольно заявляет о своем преступлении после дачи взятки», -- напомнил Логунов.
По его словам, «псевдобизнесмены этим пробелом активно пользуются и практически не привлекаются к ответственности». «В связи с этим в УК России необходимо внести изменения, которые бы предусматривали уголовную ответственность и в случае добровольного признания, но в два раза меньше, чем для взяткополучателя. Это позволит сократить попытки подкупа на порядок», -- полагает замначальника СК при МВД.
Однако речь не идет об уголовном преследовании людей, которые обращаются в правоохранительные органы заранее и сообщают о том, что чиновник вымогает у них взятку.
Родом из «лихих» 90-х
Кроме того, отметил Логунов, «часто обсуждается вопрос о допустимости провокации взятки». «Считаю, что если оперативный работник провоцирует чиновника на получение взятки и чиновник соглашается, это является безусловным основанием для его увольнения, но говорить об уголовной ответственности здесь не приходится», -- подчеркнул он.
Логунов считает, что «современную коррупцию породили во многом сами бизнесмены, развратившие чиновников». «Экономика, которая получила новое развитие в 90-е годы прошлого века, была не совсем рыночной. Выигрывал не тот, кто производил товар или предоставлял услугу лучшего качества, и за меньшую цену, а тот, кто посредством навязанной взятки заручался покровительством чиновников, а то и криминальных структур», -- рассказал представитель СК при МВД.
При этом, напомнил он, «конкурентов либо убивали, либо избавлялись с помощью административного давления». «Та часть бизнесменов, которая достигла предпринимательского Олимпа таким путем, в других условиях существовать не может. Эти люди не способны производить качественную продукцию и услуги. Они также опасны, как и те, кто берет мзду, потому что являются мощным тормозом развития экономики», -- заключил Логунов.
Прокурорские инициативы
Генпрокурор России Юрий Чайка ранее отметил, что антикоррупционные законодательные изменения позволили существенно нарастить усилия органов прокуратуры. В первой половине 2009 года выявлено почти в полтора раза больше нарушений закона о государственной и муниципальной службе и противодействии коррупции, чем за аналогичный период года прошлого -- 173 тысячи.
В суд направлены почти 6 тыс. уголовных дел о коррупционных преступлениях в отношении 6,5 тыс. обвиняемых лиц (на 20% больше, чем за шесть месяцев 2008 года).
Об усилении борьбы с коррупцией несколько дней назад говорил и глава следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин. В своем комментарии он коснулся, прежде всего, темы рейдерства и незаконного отъема имущества при попустительстве нечистоплотных чиновников. Пока борьба с указанными видами преступлений ведется недостаточно активно. За неполные два года работы СКП в производстве следователей находилось всего 79 уголовных дел о рейдерстве, из которых 12 были направлены в суд.
Одной из инициатив главы комитета стало предложение наделить регистрирующие органы правом проводить экспертизу качества документов, поскольку зачастую рейдеры предоставляют в налоговые ведомства фальсифицированные сведения, которые на этапе регистрации попросту невозможно выявить.
При предлагаемом Бастрыкиным порядке регистраторы-коррупционеры будут нести уголовную ответственность в случае заверения заведомо ложных данных, которые могут послужить в дальнейшем основанием для рейдерских захватов.