Сенаторы отправят дорожную госкорпорацию на доработку
Принятый Госдумой закон о создании госкомпании «Автодор» для управления дорожной системой страны может не пройти утверждение в верхней палате парламента. Профильный комитет рекомендовал сенаторам отклонить закон, мотивируя такое решение необходимостью доработки проекта.
Комитет Совета федерации по промышленной политике рекомендует сенаторам отклонить принятый Госдумой закон о создании государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), сообщает РИА «Новости» со ссылкой на председателя комитета Валентина Завадникова. Верхняя палата парламента собирается рассмотреть проект на заседании 7 июля.
Двойная плата за старые дороги
По словам Завадникова, значимость дорожной сферы для российской экономики не вызывает сомнений. За последние годы в России значительно выросла интенсивность движения на основных автомагистралях, достигнув уровня ряда европейских стран. Вместе с тем, сообщил сенатор, у профильного комитета имеется к тексту закона ряд концептуальных замечаний.
Так, заявил он, «Автодор» предназначается для передачи государственных функций негосударственному субъекту вместе с государственным имуществом. «Это значит, что данная некоммерческая организация будет использована для дальнейшего разрушения государственных институтов и присвоения частными лицами государственных полномочий», -- полагает Завадников.
Кроме того, отметил сенатор, компания планирует получать средства федерального бюджета в виде ежегодных субсидий, в то время как доходы от управления переданными «Автодору» дорогами остаются в распоряжении компании и не будут поступать в федеральный бюджет. По оценке председателя комитета, это приведет к выведению части доходов от госимущества из бюджетного процесса.
По словам Завадникова, положения закона позволяют переводить любые, в том числе уже построенные и эксплуатируемые на бесплатной основе, дороги в разряд платных. «Мы не поддерживаем это нововведение, поскольку считаем неправильным повторное взимание платы с граждан за проезд по дороге, построенной за счет уплаченных ими же налогов. Граждане не должны платить дважды за одни и те же дороги», -- заявил он.
Некоммерческая госкорпорация
Госдума 26 июня закон о создании госкомпании приняла в третьем, окончательном чтении. Согласно тексту документа, учредителем «Автодора» выступает Российская Федерация, органами управления госкомпании являются наблюдательный совет, правление и председатель правления.
Компания создается в форме специального вида некоммерческой организации, основной целью которой является доверительное управление переданными ей автомобильными дорогами федерального значения.
В компетенцию «Автодора» планировалось включить поддержание в надлежащем состоянии и развитие сети автомобильных дорог, увеличение их пропускной способности, повышение качества обслуживания автомобилистов, развитие придорожной инфраструктуры. Для этого госкомпания должна получать имущественные взносы, субсидии из федерального бюджета на строительство, ремонт и эксплуатацию автомобильных дорог, дивиденды от участия в коммерческих организациях, а также средства частных инвесторов.
Предполагается, что компания сможет распоряжаться земельными участками в полосах отвода принадлежащих ей дорог с правом извлечения дохода. Арендная плата за земельные участки «Автодора» будет определена в размере не выше 1% от кадастровой стоимости.
С Минфином посчитались
Также закон предусматривает изменения в Налоговом кодексе, освобождающие госкорпорацию от уплаты госпошлины за государственную регистрацию договоров аренды земельных участков и права федеральной собственности за них. Вносятся поправки и в Гражданский кодекс, согласно которым на госкомпанию не будет распространяться действие закона о банкротстве.
Правительству России, Минтрансу и «Росавтодору» поручалось обеспечить реализацию закона не позднее шести месяцев после вступления в силу. Как заявлял министр транспорта Игорь Левитин, «Автодору» к 2015 году должны передать 6 тыс. км федеральных автотрасс, в том числе все ключевые магистрали.
В начале года и нижняя палата парламента откладывала рассмотрение первого варианта закона о дорожной госкомпании из-за «необходимости его доработки». Минфин обнаружил в документе противоречия Гражданскому и Земельному кодексам. Кроме того, ведомство выступило категорически против размещения свободных средств госкомпании в коммерческих банках, против особых условий проведения госзакупок, а также против изъятия земельных участков под нужды новой компании. В новом варианте все требования чиновников были удовлетворены.
Претензии к проекту имела и антимонопольная служба. ФАС выступала за запрет для создаваемой госкомпании совмещать функции органа государственной власти и хозяйствующего субъекта. «Автодор» выходит на конкурентный рынок, и если он будет совмещать функции госуправления и хозяйственной деятельности, то это приведет к искажению конкурентной среды», -- обозначили в ведомстве свою позицию.