Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Смертница попросила Медведева о помиловании

Зарема Мужахоева, отбывшая шесть из 20 лет тюремного срока за попытку совершения теракта в 2003 году в центре столицы, направила на имя президента ходатайство о помиловании. Несостоявшаяся смертница считает себя жертвой обстоятельств и настаивает на том, что никого не собиралась убивать.

Зарема Мужахоева, отбывающая срок за попытку совершения теракта 10 июля 2003 года на 1-й Тверской-Ямской улице столицы, подала на имя президента России Дмитрия Медведева ходатайство о помиловании, сообщает «Московский комсомолец».

10 июля 2003 года Мужахоеву задержали у ресторана «Имбирь» на 1-й Тверской-Ямской улице. Там она собиралась привести в действие взрывное устройство. Странное поведение женщины привлекло внимание окружающих, и один из учредителей ресторана вызвал милицию.

Впоследствии Мужахоева настаивала на том, что не планировала совершать теракт и специально привлекала к себе внимание. Когда на место приехала милиция, чеченка сняла сумку и поставила ее на асфальт. Улицу оперативно перекрыли, а женщину отправили в отделение. При обезвреживании бомбы, начиненной 400 г пластита, подорвался майор ФСБ Георгий Трофимов.

Как выяснилось позже, Мужахоева приехала в Москву за неделю до ареста. Она провела несколько дней в подмосковной деревне Толстопальцево в компании других смертниц, Зулихан Элихаджиевой и Зинаиды Алиевой, совершивших теракт на музыкальном фестивале в Тушине. Выяснилось также, что Мужахоева и ранее отказывалась от совершения теракта в последний момент -- сначала она должна была подорвать себя в Моздоке, рассказал Infox.ru член правления правозащитного общества «Мемориал».

Впоследствии чеченка активно сотрудничала со следствием. По показаниям несостоявшейся смертницы были арестованы либо уничтожены полтора десятка боевиков, а также найдена база террористов в подмосковном селе Толстопальцево.

8 апреля 2004 года Мосгорсуд признал Зарему Мужахоеву виновной в покушении на теракт, незаконном хранении взрывчатки и убийстве по неосторожности взрывотехника ФСБ Георгия Трофимова, погибшего при разминировании бомбы. В итоге суд приговорил Мужахоеву к 20 годам лишения свободы.

Ходатайство без поддержки

«На допросах Зарема Мужахоева активно сдавала боевиков, рассчитывая на смягчение наказания. Работа следователей оказалась эффективной -- были раскрыты подполья террористов в Подмосковье и Кабардино-Балкарии. Поэтому для всех было шоком, что Мужахоеву приговорили к 20 годам тюрьмы. После этого ни одного случая перехода террористов на сторону правоохранительных органов не было. Более того, смертницам, которые участвовали в нападении на школу в Беслане, Мужахоеву приводили в пример, требуя ни шагу назад», -- рассказал Infox.ru член правления правозащитной организации «Мемориал» Александр Черкасов.

К настоящему времени 29-летняя чеченка отбыла в Можайской женской колонии Московской области шесть лет своего срока. В письме женщина напомнила президенту все смягчающие обстоятельства дела. На террористические действия ее толкнули финансовые затруднения.

«Как раз в это время, -- приводит издание выдержки из послания Мужахоевой, -- ко мне обратилась соседка и предложила избавиться от долга. Она предложила мне стать шахидкой, а за это боевики выплатили бы мой долг. Жизнью своей я не дорожила, а о том, что погибнут невинные люди, я в этот момент просто не задумывалась. Просто появилось предложение разом решить две проблемы: уйти из жизни и рассчитаться с долгом. В июне 2003 года на меня надели «пояс шахида» и поручили взорвать автобус с военными…»

Однако существует версия, согласно которой Мужахоева вовсе не была жертвой обстоятельств, а напротив, выполняла организаторские функции в террористической ячейке, инструктировала и отправляла других шахидок на массовые убийства.

Ходатайство осужденной администрация колонии не поддержала. Комиссия по помилованию при Московской областной думе вчера также его отклонила.

Окончательное решение вопроса о помиловании, по словам адвоката Мужахоевой, Натальи Евлаповой, возможно в августе-сентябре этого года, сообщает РИА «Новости». «Моя подзащитная написала прошение о помиловании, которое должно пройти ряд инстанций», -- сказала Евлапова. По ее данным, администрация подмосковной Можайской колонии, в которой содержится Мужахоева, отзывается о ее личности и поведении положительно. ФСИН России пока не комментирует информацию о прошении Мужахоевой.

Дело Муртазалиевой

Безуспешно добивалась освобождения из тюрьмы еще одна осужденная за терроризм жительница Чечни. В октябре прошлого года Зубово-Полянский районный суд Мордовии отказал 26-летней Заре Муртазалиевой в условно-досрочном освобождении. Суд счел освобождение невозможным, поскольку осужденная не признала свою вину. Мосгорсуд 17 января 2005 года приговорил Муртазалиеву к 9 годам лишения свободы в колонии общего режима, признав ее виновной в подготовке террористического акта и вовлечении лиц в его совершение. Кроме того, суд признал ее виновной в незаконном хранении и приобретении взрывчатого вещества. Позже Верховный суд РФ снизил ей срок наказания на полгода.

Российские и чеченские правозащитники уже неоднократно указывали на нелогичность следствия по данному делу, считая, что дело против Муртазалиевой было сфабриковано. Рамзан Кадыров, еще будучи премьером Чечни, пообещал добиться пересмотра уголовного дела в отношении Муртазалиевой, но этого не произошло.

Полная версия