Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

«АвтоВАЗ» присоединят к сделке с покупкой Opel

Сбербанк и канадская компания Magna, недавно ставшие совладельцами немецкого концерна Opel, планируют заключить партнерское соглашение с российским автогигантом «АвтоВАЗ». В стране может появиться единый центр производства легковых автомобилей под финансовые гарантии госбанков.

«АвтоВАЗ» может запустить новую партнерскую программу с недавними покупателями немецкого концерна Opel – Сбербанком и канадской компанией Magna, сообщает «Коммерсантъ».

«АвтоВАЗ» в ожидании перемен

При этом российскому автогиганту, возможно, придется отказаться от другого стратегического союзника – французского Renault, владеющего 25% акций компании. По данным издания, «АвтоВАЗ», Сбербанк и Magna могут создать единый центр производства легковых автомобилей в России, финансирование которого обеспечат госбанки.

Ранее глава Сбербанка Герман Греф в интервью «Первому каналу» подтвердил, что считает возможным альянс Magna и немецкого Opel с российским автоконцерном.

По словам Грефа, вокруг «АвтоВАЗа», Opel и Magna может появиться крупный российский конгломерат по выпуску автомобилей с объемом производства 3-6 млн машин в год. На это уйдет примерно от трех до пяти лет, добавил глава Сбербанка.

Греф отметил, что самостоятельно «АвтоВАЗ» «развиваться не способен» и что завод следует либо «отдать в управление Renault, либо же создать его альянс с Opel и Magna». Окончательный выбор будет сделан в ближайшие полгода, сделал прогноз руководитель Сбербанка.

На «АвтоВАЗе» пока никак не комментируют новые перспективы. Также инициативу Грефа не стали обсуждать в Renault и Magna.

Банки перед дилеммой

Глава Сбербанка подтвердил предположения, согласно которым в стране существуют два конкурирующих проекта по развитию легкового автопрома. Партнерство «АвтоВАЗа» с Renault и покупка Сбербанком и Magna контрольного пакета Opel, очевидно, претендуют на генеральную линию «реформ» в автопроме. И если ранее ключевую роль для российской экономики играло сотрудничество с французской корпорацией, то после сделки с немецким концерном вектор изменился.

Премьер-министр Владимир Путин уже назвал соглашение с Opel «частью стратегии по развитию автопрома». В итоге государственные банки ВТБ, Газпромбанк и Сбербанк оказались перед дилеммой, какой из двух проектов необходимо финансировать в первую очередь. «АвтоВАЗ» и Renault нуждаются в кредитах на 80 млрд рублей. А президент российского автопроизводителя Борис Алешин охарактеризовал покупку доли в Opel как «нецелесообразную».

В такой ситуации наиболее естественным станет объединение проектов. Это «едва ли не единственное логичное решение», заявил один из акционеров «АвтоВАЗа». Эксперты называют предложения Грефа планом «глобальной перестройки структуры российского автопрома».

Частные владельцы автозаводов могут отказаться от программ развития по отдельности. Речь идет о появлении единого мощного центра. Греф уже сообщал, что сборка Opel может быть доступна не только ГАЗу, но и конкурентам завода – ОАО «Соллерс», ТагАЗу и «Автотору».

Перспективы же сохранения партнерских отношений с Renault пока неочевидны. Выходом из ситуации может стать налаживание в стране сборки Opel под российским брендом.

Сбербанк и поиск инвестора

Президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин, который сомневается в целесообразности покупки акций Opel Сбербанком, заявил «Интерфаксу» в кулуарах XIII Петербургского международного экономического форума следующее: «Мы конкуренции не боимся, мы против монополии. Но все равно непонятно, зачем государственными деньгами поддерживать сначала один проект, потом другой».

По словам Алешина, «купить 35% Opel -- это еще не перенести технологии на российскую почву». «Все страны заботятся о сохранении своих рабочих сил, и пока трудно представить себе, как Opel передаст свои технологии», -- пояснил он. Президент «АвтоВАЗа» затруднился предположить, кому Сбербанк впоследствии может продать этот пакет акций. «Честно говоря, я даже не представляю, о ком сегодня может идти речь», -- сказал Алешин.

Как сообщалось ранее, на совещании под председательством российского премьера 30 марта в Тольятти заводу решено предоставить беспроцентную ссуду в размере 25 млрд руб. При этом Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) предлагает профинансировать предприятие на беспроцентной и безвозвратной основе.

Договоренность о покупке акций Opel консорциумом из канадской Magna, Сбербанка и группы ГАЗ была достигнута в конце мая. Сделку предстоит утвердить правительству Германии и General Motors. В результате сделки Сбербанк получил 35% акций Opel. Греф заявил, что банк надеется впоследствии продать пакет российскому стратегическому инвестору. Однако пока никаких компаний Греф называть не стал. Ряд экспертов сходятся во мнении, что таким инвестором могут быть «Ростехнологии».

1 июня Владимир Путин заявил, что сделка должна быть вписана в стратегию развития российского автопрома. «Я очень рассчитываю, что Magna, как я уже сказал, будет расширять свое присутствие, в том числе будет приносить на российскую территорию часть той компетенции, которой компания располагает сегодня. Надеюсь, мы это почувствуем на качестве продукции, которая будет выпускаться на российских заводах», -- добавил премьер.

Путин и критика

А несколько дней назад Путин призвал требовать от руководства «АвтоВАЗа» выполнения обязательств. Как сообщали РИА «Новости», премьер поручил губернатору Самарской области Владимиру Артякову продолжать контролировать ситуацию на крупнейшем российском автопроизводителе и требовать от собственников и менеджмента компании выполнять взятые на себя обязательства по улучшению производства и снижению издержек.

«Вы знаете о масштабной помощи «АвтоВАЗу». Вы, наверное, знаете и о критике. Я бы прислушался к этой критике... Мы не можем оставлять предприятие, которое оказалось в сложном положении. Мы должны требовать от менеджмента, от собственников осознанных действий по улучшению производства, по снижению издержек, затрат», -- заявил Путин.

Долг «АвтоВАЗа» перед банками составляет около 36 млрд руб., а включая облигационные займы -- 44 млрд руб.

Полная версия