Военные получат плохую связь за хорошие деньги
Только ленивый не критиковал в последнее время сложившуюся систему государственных закупок. Федеральный закон №94 несовершенен, но у этого закона есть одно явное преимущество перед готовящимся законом о федеральной контрактной системе – с ним научились жить, его научились обходить, когда надо игнорировать. Под этот закон уже выстроена мощная лоббистская система, проталкивающая некачественную продукцию и услуги, которые зачастую не только не соответствуют принятым стандартам, но и просто здравому смыслу.
Именно эти лоббисты заняты тем, чтобы как можно дольше не вступила в силу новая контрактная система с механизмами контроля, не допускающими контракты с фирмами-однодневками, недобросовестными производителями и карманными конторами. Но кто бы как бы не упирался на данном этапе эту коррупционную лазейку скоро прикроют, понимают это и сами «горе-лоббисты». Поэтому торопятся сейчас, еще по старой схеме успеть.
И вот один из последних примеров осуществленный с вопиющим размахом – заключение контракта на поставку комплексов аппаратных связи «П-260» для российских вооруженных сил на сумму более 3 миллиардов рублей и ни куда-нибудь, а для боевых подразделений Северо-Кавказского округа. Экономическое обоснование цены упустим. Интереснее другое, что «П-260», более известного как «Редут», в 2005 году планировалось сделать новым обликом интегрированной цифровой полевой системы связи Вооруженных Сил.
Тогда был подписан государственный контракт на новую разработку с ФГУП «Научно-исследовательский институт систем связи и управления» - НИИССУ и проставлена задача создать неуязвимую технологию, равной которой не будет в мире. Задача достойная - средств предостаточно. На проведение опытно-конструкторских работ планировалось потратить 200 миллионов рублей, но разработчикам этого оказалось недостаточно и только в 2011 году на доработку «Редута» было выделено дополнительно более 6 миллиардов рублей. Однако создать в короткие сроки то ли не получилось, то ли не сильно старались и сроки исполнения контракта постоянно переносились. Никак не хотела новая разработка отвечать тем требованиям, которые к ней предъявляли заказчики. И причина одна: кто-то когда-то склонил НИИССУ к тому, чтобы отказаться от имеющихся разработок предприятий, входящих в государственную корпорацию «Ростехнологии» или Воронежского НИИС – головного предприятия концерна «Созвездие» и включить в комплекс оборудование малого предприятия из Томска фирмы «Микран», которое по определению не может соответствовать военным требованиям, так как сплошь состоит из элементов иностранного производства, запрещенных к использованию в образцах вооружения и военной техники.
Испытания комплекса в 2008 – 2011 годах показали полную неработоспособность системы, даже минимальные порывы ветра и моросящий дождь становились непреодолимыми препятствиями для связи, шквальный огонь противника просто упускаем, обратим внимание на другой факт - внешнее воздействие со стороны противника способно в кратчайшие сроки сделать «нашу» связь типа «Редут» – инфраструктурой врага. Что там уже до таких мелочей как неспособность обеспечить беспрепятственные стыки со штатными полевыми средствами связи и аппаратными, находящимися на боевом дежурстве – это лишнее в условиях военного времени (мобильники же есть у каждого солдата и командира). Видимо, для того чтобы скрыть манипуляции, подтасовки и несуразности, комплекс разбили на составные части и придумали им специальные названия от «П-260 – А» до «П-260 –У» и «Р-431АМ».
Эксперты, знакомые с результатами полевых испытаний комплексных аппаратных связи типа «П-260 - Редут», находятся в полном недоумении: потратить на разработку и производство чуть больше денег и времени, чем того требует дело – пусть и малоприятная, но одна история, просто увольнением может обойтись, а вот поставить на вооружение технику прямо угрожающую безопасности страны – это на целые тома тянет.