Путин поставил «Аэрофлот» в пример
На заседании президиума правительства, посвященном проблемам обновлении российского авиапарка, премьер-министр Владимир Путин, выделил «Аэрофлот» из всего ряда отечественных авиаперевозчиков. «Состояние авиапарка «Аэрофлота» гораздо лучше, чем в среднем по стране: средний износ по России - 16,3 года, а у государственного перевозчика - всего 5 лет», - заявил премьер.
Эксперты согласились с оценкой премьера, высокого оценив достижения менеджмента компании как в вопросе улучшения парка самолётов, так и в вопросах общей динамики развития компании.
«Аэрофлот» имеет самый молодой авиапарк не только в России и СНГ, но и в Европе, добавляет глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
«Как известно, большая часть российских компаний, многие из которых появились после распада СССР, делали ставку на советский авиапарк, -- говорит он. – Но рост цен на топливо привел авиакомпании к покупке более экономичных авиа-«иномарок». «Аэрофлот» стал первым, кто начал покупать подержанные самолеты иностранного производства -- А-310. За «Аэрофлотом» потянулись и другие авиакомпании. Сейчас «Аэрофлот» стал первопроходцем и по покупке новых самолетов непосредственно с завода. И мы видим, что за ним опять потянулись другие авиакомпании, заявляя планы закупки новых самолетов».
Что дает это авиакомпании? Прежде всего, как ни странно, экономию. Владелец известной авиакомпании-дискаунтера в США, вспоминает Пантелеев, как-то раз сказал: «Чтобы создать дискаунтера, надо вложить много денег». Потому что нужно закупать самолеты, жесткая эксплуатация которых не будет приводить к поломкам.
«У самолетов нет возраста. Он бывает либо в состоянии летной годности, либо нет. Но чем выше возраст, тем выше эксплуатационные расходы на поддержание летной годности», -- поясняет Алексей Синицкий, главный редактор «Авиатранспортного обозрения». В результате, происходи ровно то же, что и при покупке сильно поношенной иномарки-автомобиля: за отлакированным корпусом может скрываться такой «кот в мешке», что его содержание и ремонт обойдутся в копеечку.
А ремонт – это простой. Вот почему нормальные западные дискаунтеры так не любят подержанные самолеты: для них важно, чтобы самолет не проводил на земле ни секунды свыше необходимого.
Второй момент – надежность. Как уже сказано, чем моложе самолет, тем меньше поломок. А значит, тем реже случаются задержки вылета, что особенно важно для регулярных рейсов. Поэтому столь же важно иметь новые самолеты и премиальным компаниям, заботящимся о своем имидже, добавляет аналитик ИК «АТОН» Никита Мельников. «Аэрофлот» – это премиальный класс — говорит он. Ведь по факту, большинство российских авиакомпаний, даже совершающих регулярные рейсы, делают их только на туристических направлениях – то есть, это, скорее, такие регулярные чартеры. А у «Аэрофлота» рейсы действительно регулярные и для его имиджа их задержки недопустимы».
Наконец, новые самолеты означают значительную экономию топлива, отмечает Мельников. «Посмотрите, в 2006 году у «Аэрофлота» почти все самолеты были советские – и он расходовал в среднем 494 грамм топлива на тоннокилометр. А в 2011 году, когда авиапарк компании был обновлен – лишь 330 грамм топлива», -- говорит аналитик.
На руку авиакомпании сыграло и то, что закупки новых самолетов шли массово. «Компания стала вип-клиентом для зарубежных и российских производителей, может не номер один на глобальном рынке, но на рынке СНГ – точно, -- считает Пантелеев. -- Это дает возможность «Аэрофлоту» добиваться выгодных условий сделок, что, в свою очередь, позволяет увеличить рентабельность перевозок и улучшать финансовые показатели компании».