Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Нападками на Мезенцева оппозиция отвлекает внимание от своих кандидатов в президенты

По мнению политологов, шумиха вокруг сбора подписей за кандидата в президенты, иркутского губернатора Мезенцева поднята, чтобы снять возможные претензии к кандидатам от оппозиции.

Обострение политической борьбы в преддверии выборов президента, показывает, что без «грязных» приемов кампания не обойдется. Кандидата Дмитрия Мезенцева, губернатора Иркутской области, не скрывающего, что в политическом плане он поддерживает действующую власть, пытаются отстранить от президентской гонки, обвиняя в фальсификации подписей в его поддержку.

Безусловно, требование к независимому кандидату в президенты о сборе 2 млн подписей в поддержку его выдвижения – жесткое правило. Это косвенно признал недавно и действующий президент Дмитрий Медведев, предложивший снизить число подписей до 500 тысяч. Однако закон есть закон – и если этот барьер удалось преодолеть не только Дмитрию Мезенцеву, но и Михаилу Прохорову и Григорию Явлинскому, то нужно признать, что барьер пусть и высок, но явно преодолим.

В самом деле: если собрать без нарушений 2 млн подписей нельзя, значит, и другие кандидаты их сфальсифицировали? А если возможно, то зачем Мезенцеву, обладающему вполне достаточным политическим весом, заниматься фальсификацией? Тут же возникает вопрос, почему собрание сторонников Мезенцева в МИИТ нельзя признать тем, чем оно и было – собранием волонтеров и инструкторов по сбору подписей?

«Я не раз работал в избирательных штабах и знаю механику, - говорит заместитель гендиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Шумиха оппозицией поднята, я считаю, для того, чтобы нейтрализовать возможные претензии со стороны Кремля и ЦИК к оппозиционным кандидатам. Чтобы всегда можно было сослаться на то, что, вот, Мезенцев нарушил, а его подписи учли.

Кстати, могло быть и такое: студентов попросили проверить уже готовые подписи, это вполне возможно. Самое сложное даже не собрать их, а проверить их достоверность перед сдачей в ЦИК. Причем, это не связано с тем, что подписи «нарисовали» - а часть сборщиков могла сделать и такое, ведь они работают за деньги, а не за идею – речь идет о том, что они не всегда квалифицированы, и могли не записать что-то, например, кем выдан паспорт, или сделать запись карандашом. Так что, эти листы перед сдачей обязательно требуют проверки. И я не исключаю, что студентов попросили проверить реально собранные подписи. Думаю, тем же до сегодняшнего дня занимались и у Прохорова и у Явлинского».

Между тем, ЦИК уже заявил, что в действиях участников собрания ничего противозаконного нет: на листках не стояло ни даты, ни подписей голосующих за выдвижение Мезенцева. Однако накал не спадает. Видимо, речь идет об упорном нежелании оппозиции признать очевидное: на выборах президента будет не ситуация «Путин и оппозиция», а ситуация «Путин и другие кандидаты». А это значит, что противостоять премьеру оппозиции будет сложно, если вообще возможно.

Ажиотаж, начавшийся вокруг выдвижения Мезенцева, вызывает закономерное любопытство: почему столько усилий тратится на дискредитацию и даже снятие с президентской гонки человека, отнюдь, скажем прямо, не являющегося ее фаворитом? И тут стоит вспомнить, что, по закону, президентские выборы признаются состоявшимися, если в них участвовали не менее двух кандидатов. То есть, без Мезенцева кандидатам от оппозиции достаточно снять свои кандидатуры, чтобы сорвать выборы и дестабилизировать обстановку в стране.

В то же время, Вячеслав Никонов, президент Фонда «Политика», считает, что «атаки на кандидатов в президенты начались не с Дмитрия Мезенцева, они начались с Владимира Путина. Почему Мезенцев тоже понятно – он представляет «партию власти», а именно на нее направлено сейчас острие атак этой кампании. Так что это нападки не на Мезенцева лично, а на Путина и «партию власти» в его лице».

Правда метод, который избран для борьбы с иркутским губернатором вряд ли приведет к победе. По мнению экспертов, фигурирующие при этом «доказательства» не примет не то что Страсбургский – но и районный суд. Впрочем, это совершенно не смущает инициаторов антимезенской истерии в интернете.

«Через Мезенцева очевидно бьют по Путину. Но претензии, предъявляемые иркутскому губернатору, выглядят необоснованными и надуманными, - рассуждает известный политолог Павел Данилин. - Много шума из ничего. Так, уже разоблачены попытки представить в интернете в многочисленных роликов якобы сфабрикованные студентами одного из ВУЗов подписные листы. Во всех представленных пресловутых видеодоказательствах отсутствуют необходимые для признания сфальсифицированными реквизиты. Более того, выяснилось, что распространявшие ролики засняли процесс обучения сборщиков подписей и сами фальсифицировали имеющуюся у них информацию. Это признали уже все СМИ, первоначально купившиеся на черную пиар-технологию».

«После первого провала последовал еще один удар и все в ту же цель — новые обвинения в подделке подписей сопровождались потасовкой с участием корреспондента «Новой газеты». Вновь нет никаких реальных доказательств, которые, согласимся, при уровне протестного настроения нашего студенчества, найти было бы легче легкого, если бы речь шла о настоящих, а не сфабрикованных нарушениях», - отмечает политолог.

То есть получается, что доказательств нарушений нет, а кампания в СМИ продолжается. Справедливо осведомиться – откуда такое упорство при столь шатких основаниях? Когда обычно не подтвердившаяся сенсация очень быстро уходит из информационного пространства. Именно на это обращает внимание Павел Данилин: «медийная кампания по очернению Мезенцева проводится настолько скоординировано и масштабно, что поневоле задаешься вопросом о наличии заказа, заказчика и вполне серьезного финансирования, выделенного для реализации кампании по диффамации иркутского чиновника».

«Почему именно Мезенцев? – рассуждает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. - Мезенцев - это «технический» кандидат власти, это ясно всем. В итоге, все, что не достается Владимиру Путину – достается Дмитрию Мезенцеву. Он рассматривается в паре с основным кандидатом. Поэтому неудивительно, что в отношении Дмитрия Мезенцева будет в ближайшее время идти «накат» за «накатом». Понятно, что очень многие заинтересованы в том, чтобы через Мезенцева дискредитировать основного кандидата».

Впрочем, стратегически политолог оценивает оппозиционный наезд на Мезенцева как бессмысленный. «Мезенцева снять с выборов не удастся, - заключает Алексей Мухин. -Из-за своей техничности Дмитрий Мезенцев пройдет все этапы регистрации и все этапы избирательной кампании. У него нет тех политических рисков, которые есть в политическом бэкграунде остальных кандидатов, включая Владимира Путина. Так что я бы на месте внесистемных оппозиционеров особо не обольщался бы на этот счет».

Полная версия