Российские компании впервые вошли в престижный мировой бизнес рейтинг
Компания The Boston Consulting Group (BCG) представила рейтинг компаний, работающих на потребительском рынке. Примечательно, что в этот престижный мировой рейтинг в этом году попали сразу две российские компании: X5 Retail Group и «Аэрофлот». Аналитики рынка отмечают, что такой успех отечественных компаний потребительского рынка на международном уровне – показатель действительного экономического роста, а также эффективной работы менеджмента.
BCG проанализировала изменение стоимости 192 компаний из четырех секторов потребрынка: ритейл (52 компании), туризм/путешествия (44 компании), FMCG (46 компаний) и одежда/товары длительного пользования (50 компаний) за период с 2006 по июнь 2011 года. Как говорится в исследовании, несмотря на медленное восстановление мировой экономики, компании активно зарабатывают на потребителях. Более того, производители и продавцы потребтоваров в целом более прибыльны, чем компании других отраслей, поскольку они меньше зависимы от ситуации на финансовых рынках благодаря активному притоку наличных средств. При этом компании сектора FMCG (товары повседневного спроса) наименее замечают рыночную волатильность из-за высокой лояльности потребителей к брендам.
«Boston Consulting – одна из наиболее авторитетных компаний, которая проводит системный анализ по целому ряду отраслей. Так что их рейтинг находится под пристальным вниманием и всегда интересен для потенциальных инвесторов. Так что рейтинг действительно престижный и значимый», – отмечает президент холдинга «Финам» Владислав Кочетков.
Интересно заметить, что в рейтинге оказался российский авиаперевозчик, который при этом еще и является государственной компанией. X5 Retail Group заняла пятое место в списке лидеров розницы, обогнав даже такого гиганта, как McDonald’s. Компания «Аэрофлот» оказалась на седьмой позиции в рейтинге топ-10 в туристическом секторе. Как рассказал РБК daily директор BCG Чикаго Марк Скьортино, X5 Retail добилась такого успеха благодаря агрессивному наращиванию продаж и EBITDA, а авиаперевозчик – благодаря улучшению всех показателей, учитываемых в рейтинге. Тем не менее высока вероятность того, что в дальнейшем число российских компаний в рейтинге будет расти.
Не секрет, что «Аэрофлот» нередко справедливо критикуют за слишком высокие издержки, которые являются прямым следствием присутствия административного ресурса в компании. Однако, уверены аналитики, топ-менеджмент авиаперевозчика сумел поставить административный ресурс себе на пользу. «Аэрофлот – это редкий случай, когда государственную компанию можно похвалить. Там можно еще массу всего оптимизировать, но все равно то, что длеает Аэрофлот – это неплохо. И честь им и хвала, что они смогли этот административный ресурс каким-то образом поставить в плюс своих финансовых результатов», – рассуждает гендиректор консалтинговой компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаэлян.
Аналитики отмечают, что финансовый рост «Аэрофлота» в современных условиях вполне закономерен. «В то время как мировые авиаперевозчики снижают свою эффективность, в том числе из-за роста себестоимости, роста цен на топливо, Аэрофлот увеличивает свою рыночную долю. У них амбициозные программы по наращиванию доходов. Компания, хотя и государственная, но тем не менее – это эффективный перевозчик», – резюмирует Владислав Кочетков.
Успех Х5 Retail Group по мнению экспертов также очевиден, также отмечая среди признанных на мировом уровне заслуг компании назначение Льва Хасиса вице-президентом всемирного гиганта Wall Mart.
«Российский рынок заключает в себе потенциал роста во многих сегментах, – говорит один из авторов исследования, партнер и управляющий директор BCG Джефф Гелл. – Те компании, которым удается использовать этот потенциал при одновременном умелом управлении уровнем необходимых инвестиций, способны принести своим акционерам очень хорошие дивиденды. Примером тому служит Аэрофлот, убедительно показавший улучшение показателей, учитываемых в нашем рейтинге».
Лидером общего рейтинга оказался американский производитель обуви Deckers Outdoor. Его TSR за исследованный период составил 54%, что впятеро превышает средний показатель для всех исследованных компаний. Номером два в общем рейтинге и лидером сектора FMCG стал производитель средств личной гигиены из Гонконга Hengan International.
В целом же компании из развивающихся стран весьма активно присутствуют как в рейтингах по секторам, так и в общем списке. Так, в едином рейтинге из топ-10 только четыре компании имеют штаб-квартиры в развитых странах.