Москва
19 ноября ‘24
Вторник

Россия прирастает Арктикой

В субботу из мурманского порта в Северный Ледовитый океан вышел атомный ледокол "Россия" «Росатомфлота». На борту судна находятся ученые – сотрудники будущей дрейфующей научной станции "Северный полюс-39". Пока в арктических льдах работает станция «Северный полюс-38». Как сообщили в Госкорпорации «Росатом», рейс ледокола рассчитан на месяц, чтобы ученые смогли найти подходящую для дрейфующей станции льдину и высадились на нее вместе с тремястами сотнями тонн оборудования и материалов снабжения.

Затем «Россия» заберет на борт с «отработавшей» льдины членов станции «СП-38», которых доставил в высокие широты этот же ледокол. Они работают почти год – с 15 октября 2010 года. Все 16 членов экспедиции здоровы и готовы передать вахту «СП-З9». Коллеги продолжат изучать океан, лед и атмосферу в регионе – эти данные очень важны для метеорологии в масштабах не только России, но и всей планеты.

В последние годы аналогичные экспедиции атомоходов, эксплуатируемых «Росатомфлотом» Госкорпорации «Росатом», проходят ежегодно. 24 июня 2010 года завершился рейс атомного ледокола "Россия" по снятию с арктической льдины полярников и оборудования дрейфующей станции "Северный полюс-37". Длительность ее работы составила 270 суток. Дорога до льдины составила 2901 милю, обратно в Мурманск – 2819 миль. Атомоход шел почти на пределе возможностей ядерной энергетической установки - использовалось 90% ее мощности. Рейс был совершен в самый сложный в ледовом отношении период года и в самый труднодоступный район Арктики – в это время в Канадской котловине не бывало еще ни одно судно.

Ледокол «Россия» - российский атомный ледокол типа «Арктика». Является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой. Заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде. Спущен на воду в ноябре 1983 года. Принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года. Имеет водоизмещение в 22920 тонн. Длина наибольшая - 150 метров, ширина наибольшая - 30 метров. Высота борта - 17,2 метра. Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая, имеет мощность 75 тыс. л. с. Максимальная скорость хода на чистой воде - 20,8 узлов. Капитаны ледокола – Александр Спирин и Олег Щапин (2 экипажа).

На сегодня Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире и уникальным опытом конструирования, постройки и эксплуатации таких судов. Атомный ледокольный флот России насчитывает 6 атомных ледоколов, 1 контейнеровоз и 5 судов технологического обслуживания. Его задача - обеспечивать стабильное функционирование Северного морского пути, а также доступ к районам Крайнего Севера и арктическому шельфу.

Еще несколько лет назад российская атомная флотилия переживала очень непростые времена, пока а августе 2008 года флот не был передан на баланс Госкорпорации «Росатом». В настоящее время «Росатомфлот» является ключевым элементом влияния и присутствия нашей страны в Арктике. Обеспечение научных исследований – лишь одна из граней деятельности атомного флота. Специалисты подтверждают, что именно освоение Арктики позволит кратно увеличить мировые запасы углеводородов и других полезных ископаемых, залегающих на арктическом шельфе. Ледоколы также обеспечивают качество жизни населения северных территорий, осуществляя северный завоз, способствуя экономическому развитию перспективного региона.

Увеличение масштабов судоходства по Северному Морскому пути, проходящее под эгидой «Росатома», обеспечивает геополитическое и экономическое лидерство России, а также открывают новые перспективы для бизнеса дальних грузоперевозок. Уже сегодня ледоколы «Росатомфлота» в два раза сокращают срок доставки грузов из Европы в Азию по Северному морскому пути по сравнению с маршрутами через Панамский и Суэцкий каналы (к тому же избегая района Африканского рога, отягощенного «пиратскими рисками» для торговых судов). Рекорд перехода по СМП – менее 8 дней.

Кроме того, как отмечают эксперты, развитие арктического туризма, может стать одним из перспективных направлений мировой туристической индустрии.

Полная версия