Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«Аэрофлот» избавляется от зависимости

«Аэрофлот» избавляется от многолетней зависимости в виде платежей иностранных авиаперевозчиков за пролет по транссибирским маршрутам. Цифры, опубликованные сегодня газетой "Ведомости", демонстрируют снижение как абсолютной, так и относительной величины этих платежей в структуре доходов авиакомпании. При этом уже сейчас их величина не является критичной в точки зрения финансовой устойчивости авиаперевозчика.

Доходы «Аэрофлота» по компенсационным соглашениям с иностранными авиакомпаниями, так называемые роялти, в 2010 г. составили 6,04 млрд руб., что на 10,4% меньше, чем в 2009 г. Как сообщает газета «Ведомости», об этом свидетельствуют данные ревизионной комиссии по итогам деятельности перевозчика за прошлый год, подготовленные к собранию акционеров.

Из этих денег «Аэрофлот» перечислил «на помощь отрасли» 2,5 млрд руб. Соответственно, у авиакомпании осталось 3,5 млрд руб, что составляет лишь около трети чистой прибыли по МСФО за 2010 г.

Таким образом «Аэрофлот» проводит заявленную генеральным директором политику, направленную на сокращение зависимости от компенсационных платежей и в перспективе на полный отказ от них.

"Роялти - наркотик, от которого надо отказаться", - заявлял гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в 2009 году вскоре после вступления в должность. "Мы должны научиться жить в условиях рынка, опираясь не на деньги с воздуха, а на собственные силы", - объявил тогда Савельев и пообещал, что в 2010 году сумма роялти будет выделена в структуре доходов «Аэрофлота» отдельной строкой. Ранее в отчетности компании данные по роялти были непрозрачны.

Роялти – сборы за пролет иностранных авиакомпаний по транссибирским трассам, появились в 60-х годах прошлого века. И тогда было вполне естественно, что получателем этих платежей был «Аэрофлот», на тот момент являвшийся монополистом в области гражданских авиаперевозок. Непрозрачность структуры доходов «Аэрофлота» позволяла некоторым экспертам утверждать, что авиакомпания остается прибыльной исключительно благодаря несправедливым роялти - доход от них аналитики оценивали суммой около 500 млн долларов в год.

Однако данные газеты "Ведомости" демонстрируют, что хотя сборы эти и составляют существенный процент в чистой прибыли компании, определяющими они не являются. Соответственно, планы по отмене роялти после вступления России в ВТО не окажут критичного воздействия на финансовое положение «Аэрофлота».

Полная версия