СМИ и блогеры активно обсуждают возбужденное в отношении Алексея Навального уголовное дело. Следственный комитет РФ считает, что в 2009 году нынешний известный борец с коррупцией, работая советником губернатора Кировской области Никиты Белых, вынудил директора фирмы «Кировлес» Вячеслава Опалева заключить контракт с вновь созданной «Вятской лесной компанией» (ВЛК), в результате чего «Кировлес» понес убытки в размере 1,3 млн рублей.
«Собеседник» в течение нескольких дней безуспешно пытался получить комментарий от самого Навального. Впрочем, судя по его блогу, он считает уголовное дело против него выдуманным, а свое преследование – заказанным его оппонентами. Однако, как удалось выяснить журналистам «Собеседника», в Кирове на сей счет бытует иное мнение.
Как сообщили изданию, Навальный появился в городе в 2009 году, стал советником губернатора. Журналистам удалось побеседовать с бывшим директором «Кировлеса» Вячеславом Опалевым:
– Когда они пришли в «Кировлес», мне сразу стало понятно, что начинается захват, – вспоминает Опалев.– Все эти советники, в частности и Навальный, этим и занимались. Они советуют, но ни за что не отвечают. Понаехавшая «лесная братва». Они сразу запросили все документы для изучения.
– Но ведь можно было бы не дать документы?
– Там так прессовали – любой бы дал. На кону крупное предприятие с оборотом в 1 млрд рублей. Навальный предлагал создать лесную биржу – своеобразное ОАО, которое позволило бы продавать лес по единой для всей области цене. Речь шла о появлении единой торговой площадки. Но вместо этого было организовано обычное ООО «Вятская лесная компания», которому нас обязали платить немалые деньги – около 30 процентов.
– Фирма нужна была для развития промышленности?
– Никакой нужды в «Вятской лесной компании» не было. С их приходом ничего не изменилось. Все осталось, как есть. Просто все договоры теперь шли через них. И 30 процентов шло им в карман. ВЛК – просто дополнительная прослойка, посредники. Но стоило мне сказать Навальному, что я против появления ВЛК – меня на месяц отстранили от работы. Потом еще на месяц.
– А придирки, угрозы были?
– Были, конечно, – отвечает Опалев. И добавляет: – В городе все происходит под крылом администрации. Теперь я в черном списке. И никто не хочет со мной иметь дело. И их можно понять – никому не нужно наживать врагов во властных кругах. Всем кажется, что в Кирове закипела жизнь, но это не так, – говорит Вячеслав Опалев. – На самом деле с приходом новых людей все рухнуло. Банкротят все крупные предприятия. Одна за другой закрываются крупные фирмы. Затем они скупаются близкими к администрации людьми.
В общем, как отмечает «Собеседник», из Кирова деятельность советника губернатора Алексея Навального предстает совсем в ином свете, нежели это видится рафинированным столичным блоггерам. А развал градообразующего предприятия «Кировлес» только по московским масштабам кажется мелким и «притянутым за уши»: для кировчан – это серьезная потеря. И наконец, в любом случае весьма симптоматично, что единственный период практической государственной деятельности «обличителя коррупционеров» получился весьма и весьма двусмысленным.