Председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина обнародовала результаты расследования катастрофы Ту-154, на котором летела польская правительственная делегация, произошедшей под Смоленском 10 апреля прошлого года.
Согласно выводам комиссии МАК, непосредственной причиной авиакатастрофы стало непринятие экипажем решения об уходе на запасной аэродром.
«На основании анализа всех результатов расследования техническая комиссия установила, что непосредственными причинами катастрофы явились: непринятие экипажем своевременного решения об уходе на запасной аэродром... В ходе полета экипаж самолета Ту-154 неоднократно получал информацию о несоответствии погоды на аэродроме назначения и установленном минимуме из Белорусии, от персонала аэродрома Северный, а также от польского самолета Як-40, который ранее совершил посадку на аэродроме Смоленск. Несмотря на это экипаж самолета Ту-154 решение об уходе на запасной аэродром не принял. Данный факт можно считать началом возникновения особой ситуации в полете», - сказала Анодина.
"Системными причинами катастрофы самолета Ту-154М республики Польша явились существенные недостатки в организации летной работы, подготовке членов экипажа и при обеспечении данного особого важного полета в специальном авиаполку", - заявила Анодина.
Председатель отметила, что сопутствующие факторы авиакатастрофы также связаны преимущественно с действиями экипажа. Среди них - неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами со стороны командира воздушного судна, значительный перерыв в пилотировании Ту-154 у командира корабля, а также его малый опыт в выполнении полетов в сложных метеоусловиях.
Экипаж не прекратил заход на посадку на установленной минимальной высоте снижения 100 метров, а продолжал снижения вне видимости наземных ориентиров со скоростью около 8 м/с, что в два раза превышает расчетную. Экипаж продолжил снижение, несмотря на многократные предупреждения и команды системы раннего предупреждения о столкновении с землей - системы TAWS, срабатывание сигнализации радиовысотомера с заданной высоты в 60 метров и команду руководителя полетами «горизонт», что свидетельствует о попытке экипажа выйти на визуальный полет, - рассказала Анодина. Кроме того, заход на посадку осуществлялся со включенным автопилотом до высот, значительно меньших "высоты принятия решения".
«По заключению летных экспертов, подготовка командира к выполнению захода на посадку в штурвальном режиме и по неточным системам была недостаточной. Заход на посадку осуществлялся с использованием автопилота в продольном и боковых каналах, а также автоматом тяги. Хочу подчеркнуть, что данный тип захода, при отсутствии на земле инструментальной системы посадки руководством по летной эксплуатации Ту-154М не предусмотрен», - сказала Анодина.
Присутствие главкома ВВС Польши в кабине пилотов и ожидаемая реакция "главного пассажира" оказали психологическое воздействие на экипаж, заявила председатель Межгосударственного авиационного комитета. "Присутствие в кабине экипажа высокопоставленных посторонних лиц: главнокомандующего ВВС Республики Польша и директора протокола и ожидаемая командиром негативная реакция главного пассажира, по заключению летных экспертов и авиационных психологов, оказывали психологическое давление на членов экипажа и повлияли на принятие решения о продолжении посадки в любых условиях. И именно, хочу подчеркнуть, в небезопасных условиях", - подчеркнула Анодина. Также она отметила, что в крови главнокомандующего ВВС было обнаружено 0,6 промилле этилового алкоголя.
Руководствуясь требованиями российских аэронавигационных правил, командиры иностранных ВС принимают самостоятельное решение о возможности посадки на аэродром с возложением на себя ответственности за принятое решение, диспетчер разрешил пробный заход, но со снижением только до 100 метров. С которой экипажу необходимо было выполнить уход на второй круг.
По словам председателя МАК, разрешение на посадку экипажу руководителем полета не выдавалось. Диспетчер разрешил пробный заход польскому лайнеру на высоту до 100 метров, с этой высоты экипаж должен был уйти на второй круг. Экипаж это указание подтвердил.
"Экипаж запросил так называемый пробный заход при фактических метеоусловиях значительно хуже установленных минимумов для производства посадки как для экипажа, так для аэродрома, так и для самолета", - подчеркнуля глава МАК.
МАК объявил завершенным расследование обстоятельств крушения под Смоленском. "Комиссия решила считать расследование авиационного происшествия с самолетом Ту-154М республики Польша, произошедшего 10 апреля 2010 года в районе аэродрома "Смоленск-Северный", завершенным", - закрыл пресс-конференцию председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов. По его словам, отчет об итогах расследования катастрофы будет опубликован на русском и английском языках.
Полет
10 апреля 2010 года в 9.53 утра по московскому времени самолет Ту-154М президента Польши вылетел с военного аэродрома Окецие. Польская делегация намеревалась посетить Военное кладбище в Катыни под Смоленском в связи с 70−летней годовщиной расстрела польских офицеров.
Первым на аэродром Северный в пригороде Смоленска прилетел самолет Як-40, на борту которого находились польские журналисты. Затем на посадку дважды заходил самолет Ил-76 с сотрудниками федеральной службы охраны. Однако из-за густого тумана военный диспетчер аэродрома запретил самолету посадку — тот улетел в аэропорт Внуково. В 10.40 утра на посадку в Смоленске заходил Ту-154М с президентом Польши и членами официальной делегации.