Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Роскомнадзор вынес предупреждение журналу «Артхроника»

Роскомнадзор вынес предупреждение журналу «Артхроника». Причиной стала публикация репродукций экспонатов выставок «Осторожно, религия!» 2003 года и «Запретное искусство-2006». Журнал намерена обжаловать решение ведомства.

Предупреждение «Артхронике» вынесено за публикацию в №4 (апрель) за 2010 год двух репродукций экспонатов выставок «Осторожно, религия!» 2003 года и «Запретное искусство-2006». Основанием для вынесения предупреждения Роскомнадзор называет «использование СМИ для осуществления экстремистской деятельности», поскольку, по официальной формулировке ведомства, экспонаты этих выставок «восприняты верующими как возбуждение религиозной розни».

В обоих случаях речь идет о произведениях классика соц-арта Александра Косолапова, чьи произведения хранятся в коллекциях тридцати музеев, в том числе Третьяковской галереи, Русского музея, венского музея Альбертина и Музея современного искусства (MOMA) в Нью-Йорке. Работы Александра Косолапова экспонировались на многочисленных выставках в России и за рубежом.

Главная тема апрельского номера журнала «Артхроника» была сформулирована как «Искусство на алтарь. Современный художник идет в церковь». Номер был приурочен к открытию первой в российской истории выставки современного искусства в действующем православном храме – церкви Святой Татианы в Москве и был посвящен возможности диалога между церковью и светскими художниками. Одна из отмеченных Роскомнадзором иллюстраций – вид выставки «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре в Москве — был помещен в историческую подборку самых громких церковно-художественных скандалов, охватывающую период с эпохи Возрождения и вплоть до наших дней. Этот материал был призван продемонстрировать, как на протяжении времени менялись представления о том, как в искусстве должна трактоваться тема религии. В частности, в этот обзор были включены хрестоматийные произведения Василия Перова, Василия Верещагина и Николая Ге, когда-то вызвавшие неодобрение церковных властей.

Другая отмеченная Роскомнадзором иллюстрация, работа «Икона-икра», действительно фигурировала в деле о выставке «Запретное искусство-2006». Она была опубликована за несколько месяцев до того, как суд признал организаторов выставки виновными в «возбуждении религиозной розни» (приговор был вынесен в июле).

Как сообщается на сайте издания, редакция «Артхроники» намерена обжаловать решение Роскомнадзора в суде в установленном законом порядке.

Вопрос о публикации в журнале материалов, оскорбляющих чувства верующих, инициировал в начале сентября президент группы «Сапсан» Сергей Шмаков. Причиной недовольства стали те же иллюстрации в апрельском номере. Шмаков обратился с соответствующим заявлением в милицию. «С заявлением обратился бизнесмен, президент группы компаний «Сапсан» и учредитель благотворительного фонда «Иваново дело» Сергей Шмаков, — пояснялось на сайте «Артхроники». – Он полагает, что опубликованные в №4 за 2010 год иллюстрации к статье «Крестовый поход» продолжают дело разжигания религиозной вражды, начатое Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым».

Полная версия