«Газпром» виляет правительством: Дворкович простил монополии дивиденды
В ночь с 8 на 9 июля 2017 года вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович выиграл конкурс танцев на свадьбе хоккеиста Александра Овечкина. Возможно, залогом победы стала трезвость чиновника. «Ему завтра на работу», – пояснил Овечкин отказ Дворковича от алкоголя. Отрадно, что слуги нашего народа работают даже в воскресенье. Только вот на кого?
«Нет возможности»
Про деятельность Дворковича 9 июля сведений нет, а вот утром 10-го он был обнаружен в Екатеринбурге, на главной промышленной выставке России «Иннопром». И действовал отнюдь не в интересах российского государства. Ибо на вопрос о повышении размера дивидендов, который получают собственники «Газпрома», он ответил вполне внятно:
«<Рост дивидендов> всегда рассматривается, но есть инвестпрограммы, показатели долговой нагрузки, есть налоги. Нет пока возможности существенно повышать дивиденды "Газпрома". Какие-то небольшие изменения могут быть, но не радикальные».
Напомним, основным акционером газовой монополии является российское государство, через три организации (Росимущество, Роснефтегаз, Росгазификация) владеющее 50,232% акций предприятия. По текущему курсу это примерно 1,47 триллиона рублей, то есть по 10 тысяч рублей на каждого россиянина. Все перечисленные держатели акций входят в структуру российского правительства, которым управляет Дмитрий Медведев, восемь лет с небольшим перерывом возглавлявший Совет директоров «Газпрома» – не чужой монополии человек.
Так что же там с дивидендами, с прибылями российского народа от принадлежащего ему имущества?
Все началось в апреле 2016 года, когда тот же Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому государственные компании обязаны направлять на дивиденды не менее 50% своей прибыли (ранее было 25%). Весьма суровый был документ, несведущие люди могли даже поверить, что кто-то собирается его выполнять. А вот сведущим было ясно, что немедленно найдется сотня причин, по которым крупнейшие монополии не способны отдать своим хозяевам так много денег. В результате «Роснефть» год спустя с превеликим скрипом подняла дивиденды с 25% до 35% (несмотря на требование президента соблюдать правила игры), а «Газпром» поступил еще хитрее – с формулировкой «мы направляем весь свободный денежный поток за 2016 год» поделился аж 20% прибыли по МСФО.
Еще раз: владелец «Газпрома», российский народ, через уполномоченное им правительство потребовал выплат половины прибыли, а «Газпром» показал фигушку и заплатил в 2,5 раза меньше. После чего заместитель главы этого правительства публично поддержал государственную монополию. Что же это за чиновник такой?
Человек-поплавок
Свой взлет к высшим государственным постам Аркадий Владимирович начал в 2000 году, когда начал работать экспертом грефовского Центра стратегических разработок; в августе стал советником Грефа в Министерстве экономического развития и торговли, а в марте 2001 года – его заместителем.
В том же году Дворкович заключил чрезвычайно удачный брак с замминистра имущественных отношений Зумруд Рустамовой: невеста, даром что на два года старше жениха, принесла в семью существенные дагестанские деньги и связи. Перспективный союз дал плоды в виде не только трех детей, но и активного развития карьеры обоих: государственная служба и солидные деньги, как выяснилось, отлично дополняют друг друга.
Согласно декларациям, Зумруд зарабатывает примерно в 10 раз больше Аркадия – типичная семья российского чиновника. Она – профессиональный член Советов директоров крупных частных компаний; есть такой вид деятельности, не приносящий обществу никакой пользы, но помогающий контролировать финансовые потоки в организациях с участием кавказского капитала.
Отдельно надо сказать о младшем брате нашего героя, Михаиле Владимировиче. В 2010 году тот с большим шумом вышел из «Единой России», обвинив руководство партии и лично Юрия Шувалова в непорядочности. Позже он открыто назвал главу Минздрава Татьяну Голикову позором России, потом оказался должником с ограничениями на выезд из страны – в общем, портит брату анкету всеми силами.
Но безуспешно: Дворкович, сын известного шахматного судьи, показал себя отличным игроком на минном поле правительственных интриг. Непотопляемость этого поплавка впечатляет: экономист чикагской школы, он и сам не раз позволял себе яркие высказывания относительно государственной политики, открыто возражал против выдвижения Владимира Путина на пост президента в 2012 году – и ни разу не навлек на себя начальственного гнева. Судя по всему, польза от этого тихого чиновника огромна – вот и «Газпрому» пригодился.
По ту сторону экономики
Отчетность Счетной палаты 2016 года пугает. Ладно бы речь шла только о просроченной задолженности – стало известно, что за 2014–2015 годы акционеры госкомпаний (как государство, так и частные совладельцы) недополучили 7,5 млрд рублей без объяснения причин, а более 400 госконтор помельче в эти годы вообще не распределяли прибыль, причем добраться до их утвержденной бухгалтерской отчетности оказалось крайне непросто.
Конечно, 50% прибыли – очень высокий показатель для дивидендов. Наши корпорации находятся под санкциями, доступ к дешевым кредитам для них закрыт, поэтому полагаться приходится в первую очередь на собственные средства. По азбуке экономики в этих условиях следует, напротив, снижать выплату дивидендов и направлять средства на инвестиции… Вот только чем тогда платить пенсии и как выполнять другие социальные обязательства? Ответа на этот вопрос у правительства нет.
Вообще говоря, в публичных коммерческих предприятиях решения владельца, то есть Собрания акционеров, не обсуждаются. К сожалению, «Газпром» и другие государственные монстры не столько работают на владельца, сколько обслуживают интересы ряда частных лиц – именно то, к чему особенно склонен Аркадий Дворкович, переносной самоходный мозг Дмитрия Медведева.
Следует ли из всего вышесказанного, что государство – плохой собственник? В широком смысле слова да, поскольку оно выдвигает нереальные требования, после чего не получает причитающейся ему доли прибыли и покорно не замечает откровенную наглость топ-менеджеров. Однако если копнуть поглубже, оказывается, что и «Газпром», и его подельники отлично и очень эффективно обогащают свой менеджмент и аффилированные с ними предприятия (например, подрядчиков через систему госзакупок). А учитывая последние высказывания замечательного танцора Дворковича, он вместе с Дмитрием Медведевым ничего против этого не имеет.
Чем меньше денег уйдет на дивиденды, тем больше можно будет «освоить».
Честное слово, уж «лучше бы пил и курил».