Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Апокалипсис-2100: наши внуки будут голодать

Во второй половине июня 2017 года Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам опубликовал данные по демографической ситуации на планете. Доклад пестрит подробностями, но по СМИ разошлись две главные цифры: 9,8 млрд человек к 2050 году, 11,2 млрд – к 2100-му.

Причем главный вклад в рост населения внесут 47 наименее развитых стран. Это, к сожалению, полноправные субъекты международного права, никто не может диктовать, какую демографическую политику им вести, более того, долгом цивилизованного мира считается помощь этим людям, выделение им продовольствия, звезды усыновляют их брошенных детей…

Апокалипсис–2100

По другим, не менее обоснованным прогнозам, к тому же 2100 году мы выкачаем всю обнаруженную ныне нефть – хотя, без сомнения, найдем другие способы получения энергии. К тому же времени благодаря таянию ледников существенно поднимется уровень океана – прошлогодний прогноз той же ООН говорит о 6,4 м за одно только столетие. От нынешней Франции останется 15% суши, от Нидерландов – на 15 процентных пунктов меньше. Россия, кстати, станет главной выигравшей от этого процесса страной – если, конечно, сможет сохранить свою нынешнюю территорию.

Перечислим основные угрозы, стоящие перед миром.

· Новый климат станет куда менее пригодным для сельского хозяйства. Уже сейчас заметно опустынивание еще недавно вполне плодородных земель в Северной Африке, и этот процесс будет продолжаться. К тому же едоков становится все больше, почвы эксплуатируются интенсивнее, качество итогового продукта снижается. Пища, не подвергшаяся генной модификации, уже при жизни нашего поколения станет доступна лишь богачам.

· Число голодающих вырастет к 2100 году до 2 миллиардов. Людей старше 60 лет будет более 3 миллиардов. Локомотивы этого «прогресса» известны – Индия выйдет на первое место по числу жителей, Нигерия поднимется с седьмого на третье.

· Миграция из бедных местностей в страны «золотого миллиарда» в таких условиях обещает быть просто убийственной, в самом прямом смысле этого слова. Мексиканская стена – только начало всеобщего огораживания на планете: дамбы от поднимающегося океана, заграждения с пулеметами – от так называемых беженцев.

· Чтобы обеспечить себе хоть какое-то снабжение, бедные страны будут всеми силами стремиться получить ядерное оружие – или гарантии продовольственной поддержки за его отсутствие. Пример Северной Кореи, которая попросту держит Южную в заложниках и благодаря этому обладает неприкосновенностью и получает помощь, очень заразителен.

· Вынужденное распространение атомной энергетики приведет и к увеличению числа аварий на АЭС.

· Роботизация производств сделает большинство людей безработными уже очень скоро, а ничем не занятый человек в большинстве случаев – опасный человек.

· Успехи медицины приводят к увеличению выживаемости тех, чьи шансы на жизнь ранее были бы призрачными, в особенности это касается детей. Уже сейчас более 1% населения планета находится на общественном призрении, и эта доля будет постоянно расти. Скученность порождает эпидемии, но успехи медицины делают этот естественный механизм саморегулирования численности популяции неэффективным. Даже главный враг незащищенного секса, ВИЧ, сейчас уже почти не препятствует полноценной и весьма долгой жизни.

Так, спасая особь, мы губим вид. Христианская этика, на которой построены западная и русская цивилизации, – с ее приматом человеческой жизни, осуждением абортов, помощью слабым – окажется разрушена до основания под натиском новой реальности. Планета окончательно разделится на сильных и слабых, и первые будут уничтожать вторых в борьбе за жизненное пространство. Начало этого процесса уже заметно на примере постоянных интервенций христианских стран в мусульманские – и ответной волне «зеленого (по цвету знамени Аллаха) террора».

Инструкция по выживанию

Все вышесказанное – это, конечно, алармизм, но весьма реалистичный. В конце концов, обе ключевые социальные антиутопии XX века уже осуществлены: Запад построил «Дивный новый мир» Хаксли, Россия готовится предъявить миру свою версию «1984» Оруэлла. Однако по сравнению с грядущим исчерпанием ресурсов при росте населения это, конечно, просто детские шалости.

Есть ровно два способа безболезненного решения проблемы.

Первый – это оперативное освоение какого-либо из ближайших небесных тел, за что горячо ратует Стивен Хокинг. Однако скорость развития космических программ смехотворно низка: по факту мы почти не ушли вперед по сравнению с уровнем 50-летней давности; дальше Луны люди так и не летали. Другой вопрос, что накапливаемые знания рано или поздно приведут к технологическому прорыву. И все же создание первых жизнеспособных колоний на Марсе (наиболее подходящей планете) до 2100 года кажется сейчас утопией. Правда, число желающих участвовать в первых экспедициях исключительно велико – но это лишь подчеркивает, насколько неуютно стало на Земле.

Второй – повсеместный, общепланетный контроль рождаемости, удержание числа жителей хотя бы на нынешнем уровне, а в идеале – постепенное снижение миллиардов до пяти (напомним, мировой океан поднимается, ледники тают, сушу начинает затапливать). Да, это радикально противоречит тому, к чему призывает православная церковь – но призывает ли она к войнам, голоду и эпидемиям? К сожалению, мы не можем заставить нигерийцев вести высоконравственный, по нашим понятиям, образ жизни – а перенаселение в этой стране когда-нибудь будет и нашей проблемой. Земля – маленькая планета.

Прецедентов успешного контроля рождаемости немало – естественный прирост населения практически прекращен в странах Евросоюза, Японии, Китае, России, а это более двух миллиардов жителей. При этом Россия с ее невысоким уровнем жизни и огромными слабо заселенными территориями заметно выделяется среди перечисленных стран.

Дело в том, что в жаркой Нигерии можно рожать и жить буквально на траве, питаясь фруктами с круглый год плодоносящих деревьев; в России же жизнь в десятки раз дороже. Ведь у нас есть необходимость в капитальном жилье, в теплой одежде, в отоплении; наши скудные почвы и невеселый климат сильно влияют на себестоимость урожая. Потому-то люди и ведут себя крайне осмотрительно.

Возможно, все не так плохо. Есть теории, показывающие, что Земля может прокормить и 50 миллиардов человек: но только при условии сохранения нынешнего климата. Между тем потепление налицо – мерзнущие в «июбре» москвичи скептически улыбаются, но в целом по Северному полушарию это лето может побить очередные температурные рекорды.

От двух катастроф одновременно – демографической и тепловой – спасет только деятельный патернализм или, если угодно, неоколониализм – опека развитых стран над полудикими, но активно плодящимися нациями. Если правительство Нигерии не в состоянии удержать масштаб нации в разумных рамках, это правительство не нужно. Китайская программа «Одна семья – один ребенок» должна стать предметом тщательнейшего изучения и копирования с учетом местных реалий. Просвещение, контрацепция, разнообразные методы поощрения умеренности в деторождении – наш единственный путь… Если только человечество в ближайшие десятилетия кардинально не перестроит социальную структуру мира до некоего глобального роботизированного социализма, в котором не будет ни развитых, ни развивающихся стран, а все люди (и гражданин США, и пакистанец) будут равны в доходах и расходах. Этот сценарий, конечно же, самый маловероятный.

К сожалению, ни одно государство не обладает сейчас моральным авторитетом для того, чтобы организовать и возглавить контроль над рождаемостью в бедных странах. Ближе всего к такому лидерству Китай, но Соединенные Штаты ни при каких обстоятельствах не признают его лидерства, не отдадут ему «ключи от Земли».

Так конфликты элит все ближе подводят планету к самому масштабному событию в ее истории после великого пермского вымирания видов 250 миллионов лет назад. Та катастрофа открыла дорогу к появлению первых млекопитающих. Кто выиграет в результате катаклизмов XXII века?

Полная версия