Судьба афериста: В погоне за Тельманом Исмаиловым
История вершится на глазах людей, которые об этом не подозревают. Так и мы – живем, ходим на работу, влюбляемся, воспитываем детей, выпиваем с друзьями – и почти никогда не думаем о Тельмане Исмаилове. Между тем этот могучий бакинец заслуживает своего Теодора Драйзера или Скотта Фицджеральда – и наверняка дождется их, правда, не факт, что при жизни…
Очередная новость из жизни 60-летнего Исмаилова – американские судебные приставы арестовали его торговый центр в Лас-Вегасе. Вообще говоря, когда у человека есть торговый центр в Лас-Вегасе, можно смело говорить, что его жизнь удалась. Но здесь не совсем тот случай.
Craig Valley Plaza был куплен Тельманом Мардановичем совсем недавно, в 2014 году. Веселые янки и интуристы, приезжающие тратить деньги в Вегас, охотно заходят в симпатичный одноэтажный комплекс: они, конечно же, никогда не слышали страшное слово «Черкизон», неразрывно связанное с именем почти уже бывшего владельца «Крейг Вэлли». Американцам – респектабельность и уважение, россиянам – обман и антисанитарию. Типичный новорусский бизнес. Напомним о его истоках.
Лев
Десятый ребенок в богатой семье азербайджанских горских евреев из Баку, Тельман переехал в Москву сразу после службы в армии – и закончил здесь престижную «Плешку» (институт народного хозяйства), то есть имеет неплохое образование. Занялся предпринимательством сразу же (наряду с официальной работой), благо азербайджанская мафия была одной из самых сильных в СССР. Избежал уголовного преследования, дотянул до легализации частной торговли, в 1987 году зарегистрировал свой первый кооператив, а уже в 1989-м создал группу АСТ, осколки которой и поныне топчутся по российскому бюджету.
Кстати, председателем комиссии Мосгорисполкома по кооперативной деятельности был тогда некто Юрий Лужков, секретарем – Елена Батурина. Кто ж мог догадаться тогда, что Тельман поставил не на тех лошадок, что заносить надо было в Ленинграде, а не в Москве?
За годы абсолютной монархии доброго московского императора Юрия Лужкова в руки Исмаилова волшебным образом перетекли такие знаковые для Москвы объекты, как Военторг и ресторан «Прага», а главное – Исмаилов вместе со своими сыновьями и племянником стал хозяином грандиозного торгового комплекса к востоку от центра столицы – Черкизовского рынка, «Черкизона», который под их управлением стал не только коммерческим, но и криминальным эпицентром города.
На Черкизоне можно было купить всё – от трусов до героина, от носков до цианистого калия, от футболок до лимонок. Прикормленные милиционеры ходили по этому грандиозному комплексу и, судя по выражениям их лиц, держали бога за бороду.
Примерно так же думал и сам хозяин империи. В 2009 году, незадолго до отставки своего патрона Лужкова, он открыл в Анталье отель Mardan Palace, который в тот момент называли то семи-, то восьмизвездочным. Пресса охотно сообщала, что в строительство было вложено более миллиарда долларов; на церемонии открытия Иосиф Кобзон обнимался с Ричардом Гиром, Моника Белуччи с Филиппом Киркоровым, а ленточку перерезали лично Юрий Лужков с супругой. Не было тогда в столице более популярного светского льва, чем Исмаилов. В ноябре 2015 года отель со шлейфом из 67 уголовных дел продадут за 123 миллиона долларов – впрочем, трудно сомневаться, что фигурант получил как минимум ту же сумму «черным налом»: в Турции умеют идти навстречу трудностям несчастных азербайджанцев.
Уж
До жизни такой Исмаилова довела отставка Юрия Лужкова. Новый мэр Сергей Собянин привел за собой новую голодную команду – и империя АСТ пошатнулась. Выяснилось, что всесильный коммерсант был в долгах как в шелках, в особенности, конечно, перед подконтрольным мэрии Банком Москвы (БМ). И здесь особенно интересно проследить дальнейшие шаги бизнесмена.
Уже в 2009 году, когда в Турции открывался Mardan Palace, в Москве рухнул Черкизон – Лужков еще был у власти, но терпеть этот клоповник стало уже невозможно. Даже приезд улыбчивой делегации высокопоставленных китайских товарищей, вежливо спросивших, где же теперь будут работать их сограждане, не помог сохранить рынок. Китайцам выделили несчастный «Садовод» у МКАДа, рядом с Капотней – рынок того же восточного формата «Кто не был, тот будет, кто был – не забудет», – а также люблинский ТЦ с издевательским названием «Москва».
Но китайцев есть кому защитить – в отличие от несчастного Исмаилова. Банк Москвы перестал быть ручным – активы этого странного предприятия перешли в распоряжение банка ВТБ, а бывший глава БМ Андрей Бородин, кавалер орденов Дружбы и преподобного Сергия Радонежского, в 2013 году получил политическое убежище в Великобритании – старинная английская процедура для российских воров.
Исмаилов начал спешно выводить активы из России – так поступают все предприниматели, успешно участвовавшие в коррупционных отношениях с властью. В 2015 году бизнесмен начал подготовку к личному банкротству, благо в России как раз принимали соответствующий закон. Подконтрольные Тельману Мардановичу компании спешно перерегистрировались на его родственников, причем непременно на каких-нибудь экзотических островах. Алекпер Исмаилов, Сархан Исмаилов, Заур Марданов неожиданно для себя оказались владельцами «заводов, газет, пароходов» – паникующий папа и дядя очищал себя для будущих судебных заседаний.
Но Исмаилов не был бы финансовым гением, если бы не пошел дальше: он буквально ужом извивался, чтобы не вернуть ничего. Предприниматель целенаправленно влез в новые долги, точнее, набрал массу фиктивных кредитов. При банкротстве организации или физического лица изъятое имущество делится между кредиторами одного уровня пропорционально размеру долга. Соответственно, если Банк Москвы требует 17,4 миллиарда рублей, то можно написать самому себе (точнее, организациям хороших друзей, мамой клянусь) долги на 100 миллиардов – и кредитору достанутся сущие копейки. Просто и изящно. Одновременно Исмаилов стал скупать активы там, где попавший под санкции США Банк Москвы, по его разумению, не смог бы их достать, – то есть в самих США. Так к нему и попал симпатичный невадский Craig Valley Plaza.
Ходатайство БМ о банкротстве Исмаилов также встретил оригинально: он предусмотрительно сменил прописку, и уведомление ему не пришло в положенные сроки. А в это время один из приятелей бизнесмена подал такое же ходатайство, но на сумму в тысячу раз меньшую – зато чудесным образом совпавшую с оценкой оставшихся у Исмаилова активов.
Впоследствии Банк Москвы – уже как часть ВТБ – опротестовал и эту сделку, и фиктивные кредиты, но много драгоценного времени было упущено. Получив почти год форы, Тельман Исмаилов дробил свои активы, прятал их через десятки подставных фирм, записывал на всех сколько-нибудь доверенных лиц.
Роковой ошибкой азербайджанского воротилы стала надежда на Запад: кажется, этот прожженный делец искренне поверил, что Евросоюз и США не сдадут его «санкционным» кредиторам.
Но чудо произошло – несмотря на санкции, сначала Кипр открыл для экспертов БМ/ВТБ данные по счетам несчастного банкрота, а потом и суд округа Кларк в американской Неваде постановил принять обеспечительные меры в интересах кредитора. В ВТБ твердо намерены преследовать активы Исмаилова по всей планете, на суше и на море – и не дать ему ни одного спокойного дня.
Судя по всему, дальнейший возврат не возвращенных, то есть украденных Исмаиловым средств Банка Москвы в принадлежащий Российской Федерации ВТБ не за горами. Препятствовать никто не будет. Штатам не нужен Исмаилов. У них своего дерьма хватает.