Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Счетная палата: Чем вообще занято руководство Крыма?

Счетная палата обнародовала результаты аудита государственной хозяйственной деятельности в Республике Крым и Севастополе. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года» выполняется из рук вон плохо: дирекция по управлению программой занималась в основном установлением себе сверхвысоких зарплат, явно не соответствующих ситуации в этих дотационных регионах.

Тридцать начальников Крыма

Шесть-семь миллионов рублей в год – столько получают люди, которые не выполняют свои задачи; главой этой замечательной организации является некий Андрей Никитченко.

Вообще, целевая программа была составлена откровенно халтурно: например, в ней вообще не учитывались расходы на деятельность дирекции. В результате ее руководство сочло себя вправе самостоятельно решать, какой объем бюджетных средств направить на обеспечение себя любимых. Получилось, что из 60 должностей в дирекции 30 – руководители и их замы с соответствующими окладами. Впрочем, даже рядовые сотрудники получают там по 300 тысяч в месяц.

К сожалению, многочисленные примеры показывают, что граждане с очень высокими зарплатами часто считают, что жизнь уже удалась – и просто перестают работать. Неудивительно, что и в Крыму результаты их деятельности не выдерживают никакой критики.

Из предусмотренных планом возведения 448 объектов (начатых в 2016 году) отставание зафиксировано по 180 объектам (40,2%), констатируют источники «Коммерсанта».

Работой по поиску внебюджетных средств (государственно-частное партнерство) в Крыму не занимаются вообще: в 2015 году их объем составил лишь 6% от всех вложенных денег, а в 2016-м – 2,6%.

За три года в Крыму так и не заработали нормальные информационные системы в сфере госзакупок: учитывая, что они давно разработаны и апробированы, осталось лишь скопировать, пожалуй, можно говорить о сознательном саботаже.

Потрясает и тот факт, что в Крыму «отсутствуют сведения о составе налогоплательщиков-льготополучателей и необходимые данные для расчета оценки эффективности предоставленных налоговых льгот по их видам и категориям» – проще говоря, рутинной работой с конкретными налогоплательщиками здесь вообще предпочитают не заморачиваться.

Встает вопрос: чем же заняты власти Крыма, почему у них нет времени и сил даже в полной мере освоить выделенные на развитие федеральные средства?

Отнять и не поделить

Главная проблема Крыма и одновременно главное занятие его руководства – это передел земли. Одно из самых популярных слов в Крыму – это «изъятие». Вот, скажем, для автомобильной дороги Керчь – Феодосия – Белогорск – Симферополь – Бахчисарай – Севастополь нужно изъять 232 земельных участка, но здесь хотя бы цель понятна и вроде как достойная компенсация в смету заложена. Но параллельно с этим все чаще предпринимаются попытки отнять у людей просто хорошо расположенные участки – и это вызывает вполне объяснимое сопротивление. Недаром 27 мая в патриотичнейшем из городов русских, Севастополе, прошел масштабный митинг: местные власти решили отобрать участки с частной застройкой, чтобы возвести там многоквартирные дома. И хотя чиновники говорят, что «никто ничего сносить не будет», веры им нет: во-первых, опубликован вполне однозначный проект Генплана, во-вторых, опыт других регионов России говорит, что остановить «сносителей» практически нереально.

У тех россиян, которым не повезло быть близкими к власти, частной собственности быть, кажется, просто не может. Наиболее очевидно это проявляется там, где земля особенно дорогá. Так расплодились в Москве платные дороги (а теперь появляются и частные, то есть вообще без права проезда для смердов), платные парковки, так пришли к законно установленным палаткам ночные бульдозеры, так проталкиваются совершенно не нужные горожанам реновации.

У нас для вас плохие новости, дорогие читатели. Оказалось, что возвращение Крыма в «родную гавань» имеет точно те же корни, что и присоединение «Новой Москвы» к «старой». Это не политический, не национально-культурный, а девелоперский проект. Россия – северная страна, и каждый луч теплого солнца, каждая волна теплого моря здесь особенно дóроги. Все кубанские земли давно уже поделены друзьями бывшего губернатора, а ныне министра сельского хозяйства Александра Ткачева – пришло время расширять бизнес. Интенсивному развитию у нас на Руси испокон веков предпочитали экстенсивное – вот и земля красавца-Крыма пошла в дело.

Чем ближе к морю, тем ценнее угодья. Замечательную серию видеоматериалов о том, как изымают личные участки граждан, подготовил ресурс cont.ws. Это еще не беспредел, но уже очень тонкая его грань.

Ловушка для собственников

Дело в том, что большинство местных чиновников – управленцы, работающие тут с украинских времен, прекрасно знающие законодательства обеих стран и манипулирующие этим. При переходе Крыма от Украины к России не были в достаточной степени четко прописаны правила по приведению правоустанавливающих документов к российским стандартам (можно предположить, что подобная халатность была допущена сознательно). В итоге крымчанам достались лишь устные гарантии премьер-министра Дмитрия Медведева, который сказал, что «ни один житель полуострова не должен ничего потерять, может только приобрести». Но когда дошло до проверки бумаг, выяснилось, что люди, давно купившие землю и многие годы спокойно ею пользовавшиеся, – никто и звать их никак, поскольку их «украинские бумажки» не имеют никакой силы в России.

Попытки отобрать землю у местных частников, чтобы возвести на ней многоэтажки или санатории, становятся все более частыми и наглыми. И объяснение этому может быть только одно.

Видимо, никто из нынешних руководителей Крыма вообще не считает, что полуостров – российская территория. Потому они – временщики в химически чистом виде – торопятся заработать здесь и сейчас, чтобы потом осесть с «заработанными» деньгами где-нибудь на непыльной должности в «большой России»: глава Республики Крым Сергей Аксенов, например, явно метит в Совет Федерации, чиновнички пожиже – в аппарат правящей партии или на административные должности в спокойных регионах.

Сами того не понимая (надеемся, что это так), власти полуострова делают все, чтобы на некоем втором референдуме сторонников России оказалось как можно меньше. Вероятность этого референдума, кстати, отнюдь не нулевая, ибо тупиковую ситуацию с взаимными санкциями надо как-то разруливать, и повторное голосование, скорее всего, станет частью некоего масштабного компромисса.

Для сравнения – третий президент Украины Виктор Ющенко проводил весьма агрессивную и непродуманную политику реинтеграции в крымское общество депортированных ранее крымских татар, выделял им землю (в основном в горных частях полуострова), установил определенные льготы, создал условия для межнационального противостояния – но на откровенный отбор собственности его люди не шли.

А вот люди Аксенова – некоторые из них, кстати, те же самые персонажи – не стесняются. Крым, который просто обязан был стать витриной рачительного хозяйствования, социально ориентированного общества, успешного экономического проекта, остается безнадежно дотационным регионом, где план развития выполняется лишь в части удовлетворения финансовых амбиций верхушки.

Конечно, еще не все потеряно: кредит доверия российской власти на полуострове по-прежнему высок. Доклад Счетной палаты вызвал весьма жесткую реакцию в федеральном правительстве, вице-премьер Дмитрий Козак выразил готовность к самым решительным мерам; в Крым спущены директивы о немедленном устранении недостатков, а предусмотрительный Аксенов успел покаяться уже через несколько часов после утечки данных о докладе в СМИ: «Мы эти вопросы не сглаживаем, более самокритично, чем мы, никто не работает».

Нам кажется, что самокритика по озвученным Счетной палатой итогам трехлетней работы нынешнего крымского руководства должна выглядеть как-то иначе. Чуть более по-самурайски, что ли.

Полная версия