Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:28
Москва
18 декабря ‘24, Среда

В Башкирии развернулась борьба за права русских школьников

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В республике Башкирия развернулась борьба против насаждения башкирского языка в русскоязычных общеобразовательных школах. Возмущенным родителям удалось добиться первых успехов – республиканская прокуратура в конце мая выявила нарушения и пообещала привлечь одного из директоров к дисциплинарной ответственности.

39-я гимназия в Уфе считается одной из лучших школ Башкирии. Сюда стремятся пристроить своих отпрысков даже семьи из отдаленных районов города. Однако в последнее время гимназия стала настоящим полем битвы между сторонниками и противниками изучения башкирского языка. Родители учеников этой гимназии объединились в Комитет по защите прав родителей и учащихся образовательных учреждений с русским языком обучения в Башкирии и пытаются отстоять право своих детей не изучать башкирский язык в обязательном порядке.

Проблема назревала уже давно. Еще в 2006 году по распоряжению администрации Уфы во всех 160 учебных заведениях города были введены обязательные уроки башкирского языка. Это было сделано в рамках национально-регионального компонента (НРК) общего образования, который на тот момент находился в ведении региональных властей. Инициаторов нововведения не смутило, что по результатам всероссийской переписи 2002 года в миллионной Уфе проживало 50% русских, 28% татар и только 15% башкир.

Однако по решению Госдумы в 2007 году упоминания об НРК исчезли из федерального закона «Об образовании», и все школы перешли на единый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Согласно этому документу, основная образовательная программа делится на две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, к коим относятся ученики, родители и педагоги.

Помимо прочих предметов, в обязательную часть программы входят русский язык, родной (нерусский) язык и иностранные языки. Но ФГОС не предусматривает обязательного преподавания нерусского языка в том случае, если он не является ни родным, ни иностранным. Иными словами, те школьники, чей родной язык – русский, по закону не обязаны изучать государственные языки тех республик, где они живут. Преподавание местных языков относится к добровольной (вариативной) части образовательной программы.

Тем не менее, власти многих республик, включая Башкирию, продолжают навязывать русскоязычным учащимся изучение национальных языков, тем самым лишая родителей права выбора. Вместо того, чтобы потратить часы вариативной части учебного плана на математику или английский, школьников вынуждают изучать сложную грамматику тюркских и финно-угорских наречий, которая зачастую не по силам даже студентам языковых вузов. К тому же знания, вынесенные с этих уроков, едва ли могут пригодиться в реальной жизни или при получении высшего образования.

Низы недовольны, верхи бездействуют

Недовольство этой ситуаций всё чаще прорывается наружу. Как рассказала корреспонденту INFOX.RU Галина Лучкина, член Комитета по защите прав русскоязычных в Башкирии, аналогичные инициативные группы действуют также в Татарстане, Бурятии и Коми. «Лет 5 назад мы даже параллельные митинги за русский язык проводили: они в Казани, а мы в Уфе, вставали в одиночные пикеты за право русских детей полноценно изучать родной язык. В 2012 году нас, родителей из Татарстана, Башкирии, Бурятии и Коми, даже приглашали в Госдуму, внимательно выслушали и обещали помочь, но с тех пор ничего не было сделано», - говорит Лучкина.

В мае очередной скандал на эту тему разразился в Казани. Новая гимназия, открытия которой долго ждали жители района Азино, по факту оказалась татарской: на четыре татарских класса там будет приходиться один нетатарский, что явно не отражает национальный состав района. Многие родители выразили свое возмущение тем, что детей с татарскими фамилиями автоматически зачисляют в классы с татарским языком обучения.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в интервью INFOX.RU назвал подобную языковую политику «актом этнической дискриминации».

«Важно, что присутствует по сути правовая дискриминация русского населения, которое не имеет возможности выбирать изучение русского языка как родного. Учебные часы делятся на изучение государственного и родного языка, государственный – это русский, а в качестве родного изучается только татарский или башкирский. Получается, на территории этих республик русский язык не имеет для русского населения статуса родного языка, - поясняет эксперт. - Этот вопрос не раз ставился в стенах Госдумы, даже в Комитете по межнациональным отношениям, его мягко затрагивал и президент в том ключе, что надо обеспечить большую свободу выбора для родителей. Тем не менее, воз и ныне там, и проблема не решена», - говорит Михаил Ремизов.

По словам эксперта, попытки изменить к лучшему ситуацию с русским языком в национальных республиках блокируются на самом верху.

«Прежний глава думского комитета по делам национальностей, Гаджимет Сафаралиев, выступал за принятие мер, которые бы языковую проблему решили. Но сейчас комитет возглавил Ильдар Гильмутдинов, представитель Татарстана, который проводит четкую линию на этническое лоббирование, поэтому шансы на принятие Думой подобного рода решений снизились», - подчеркивает Ремизов. Кстати, сам Гильмутдинов отказался отвечать на вопросы INFOX.RU о положении русского языка в национальных республиках Поволжья.

Уфимская гимназия стала полем битвы

Пока власть игнорирует проблему, родителям на местах самим приходится бороться за свои права. В Уфе Комитет по защите прав русскоязычных родителей и учащихся Башкирии возглавила Наталья Будилова, мать двоих детей, обучающихся в 39-й уфимской гимназии. Руководство учебного заведения долгое время не позволяло ей выбрать для своих детей вместо башкирского языка другой предмет.

Будилова пожаловалась на нарушение федерального законодательства в прокуратуру Башкортостана. И 25 мая оттуда пришел обнадеживающий ответ (копия документа имеется в распоряжении редакции INFOX.RU): в 39-й гимназии выявлены нарушения при составлении учебных планов, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, а о ситуации доложено главе республики.

Корреспондент INFOX.RU поговорил с Натальей Будиловой о произошедшем.

- Наталья, сколько часов в неделю отводится башкирскому языку в программе общеобразовательных школ с русским языком обучения?

- Обычно два урока, но есть школы, где башкирский учат три или пять уроков в неделю. Кроме того, все 10 лет у нас изучается такой предмет, как «Культура Башкортостана». Там проходят только башкирских поэтов и деятелей культуры. На это уходит еще один урок в неделю.

- В какой момент вы для себя решили, что ваши дети не будут учить башкирский язык?

- Моя дочь сейчас перешла в пятый класс, сын учится в седьмом. В пятом классе, когда началось обучение башкирскому языку, сын стал приходить ко мне с учебником по этому предмету и жаловаться, что ничего не понимает, хотя он у меня отличник и всегда учился очень хорошо. Он не понимал ни как выполнить задание, ни как сделать домашнюю работу. Я стала спрашивать у других родителей, как они выкручиваются. Оказалось, что их детям помогают родственники или знакомые башкиры. Тогда я пошла к учителю и сказала, что для моего сына и других русскоязычных детей надо создать особую группу с другими методиками преподавания, рассчитанными на неносителей языка. Но педагог отказался пойти навстречу, требовал, чтобы дети заучивали наизусть длинные стихотворения на башкирском, в которых они не понимали ни слова. А тем, кто не хотел этого делать, просто ставил двойки.

- И вы решили бороться за свои права?

- Сначала я просто села за компьютер, зашла на сайт министерства образования республики Башкортостан и с удивлением обнаружила, что башкирский язык не является обязательным. От нас просто скрывали эту информацию. Никто из родителей, включая меня, не знал, что мы можем по закону отказаться от этого предмета в пользу другого. И в конце учебного года на родительском собрании я объяснила другим родителям, что согласно базисному учебному плану башкирский язык находится в части, формируемой участниками образовательных отношений, и поэтому мы можем в эту часть включить любой другой предмет. И родители практически единогласно подписали заявление на имя директора, чтобы башкирский язык заменили на русский, математику или английский.

- Наверно, вас поддержали только русские родители?

- Уфа и другие крупные города Башкирии - по преимуществу русские, и очень много учащихся нашей 39-й гимназии происходят из русских семей. Но изучать башкирский язык не горят желанием и представители других национальностей. Например, в нашем классе 36 детей. Из них три башкира, остальные - русские и татары. Только родители одного ребенка-башкира изъявили желание изучать башкирский язык. Остальные хотели поменять его на русский или английский. Кстати, для тех, кто хочет полноценно освоить башкирский, существует немало школ с башкирским языком обучения, и непонятно, зачем навязывать его в русскоязычных школах.

Шовинисты отыгрываются на детях

К сожалению, понимания в школе Наталья не нашла. Возможно, на директора оказывалось давление со стороны более высоких структур.

- Школа пыталась учесть пожелания родителей?

- Нет, ответа директора мы не дождались, и тогда я написала обращение в министерство образования республики Башкортостан. И тогда в августе, перед началом следующего учебного года, директор Киекбаева Ирина Петровна, лично стала обзванивать каждого родителя и говорить, что не может освободить наш класс от изучения башкирского языка. Было собрано специальное родительское собрание по этому поводу, куда пришло всего семь родителей. Под давлением администрации школы и представителя республиканского комитета по образованию родители согласились на изучение башкирского, правда, вместо положенных двух уроков нашему классу разрешили ограничиться одним уроком в неделю.

- Но вы решили не сдаваться?

- Я потребовала от школы составить индивидуальный учебный план для моих детей. И тогда меня вызвали к директору, созвали всех завучей, стыдили, хотели взять количеством.

Директор кричала на меня, что я баламут, разрушитель. Разрушаю, все, что она годами тут строила, что я разжигаю национальную рознь, что из-за меня война здесь начнется как на Украине. Еще спрашивала, дескать, почему я ненавижу башкир. Моих детей обещали оставить на второй год.

Фотографию моей дочки-отличницы сняли с дочки почета. Угрожали, что на меня целое дело заведут и отправят все мои письма в комитет образования, чтоб там со мной разбирались. Вообще мало кто может выдержать такой прессинг, какой выдержала я.

После этого я подала в прокуратуру, а в конце года написала исковое заявление в суд, чтобы моим детям предоставили возможность в следующем году заниматься по индивидуальному учебному плану.

- На днях прокуратура предписала исправить нарушения в вашей гимназии. Вы не собираетесь останавливаться на достигнутом?

- Если наше министерство образования по-прежнему будет скрывать информацию от директоров школ о правах родителей, по-прежнему будет дезинформировать их, то борьбу придется вести в каждой школе. Если же министерство образования будет исполнять свои функции, то необходимость в нашем комитете отпадет сама собой. Ведь все это время от родителей скрывали их права, а тех, кто о них узнавал, просто обманывали и вели долгоиграющую бумажную войну.

Чиновники умыли руки

Редакция INFOX.RU обратилась за комментариями в Министерство образования Республики Башкортостан, однако там поспешили переложить ответственность за происходящее на руководство учебного заведения. «В отношении гимназии Министерство образования РБ контрольно-надзорных мероприятий не имеет права проводить», - пояснили в пресс-службе ведомства.

По словам чиновников, «на 2016-2017 учебный год Министерством не утверждались примерные базисные учебные планы, соответственно, образовательные организации самостоятельно разрабатывали и утверждали учебные планы».

Эту информацию подтвердила и директор 39-й гимназии Ирина Киекбаева. В своем ответе на запрос INFOX.RU она указала: «согласно действующему законодательству школа может выстраивать свою образовательную траекторию. В нашей гимназии для всех без исключения учащихся упор делается на гуманитарную составляющую и изучение языков. У нас изучаются русский, башкирский, английский, немецкий, французский и китайский языки. Когда родители приходят в нашу школу они знакомятся с нашей нормативно- правовой базой, где прописаны наши приоритеты».

Впрочем, Киекбаева не ответила, почему учебные планы в 39-й гимназии составляются без учета мнения родителей, что было выявлено в ходе прокурорской проверки.

Проигнорировала она вопрос и о том, почему же в гимназии с языковым уклоном этот самый уклон должен быть обязательно в сторону башкирского языка, а не английского или французского, как хотели бы сами учащиеся и их родители. Остается только догадываться, сколько еще таких директоров, как Киекбаева, продолжают обслуживать интересы региональных этнократий в Башкирии и других национальных республиках.

А как обстоят дела в вашей национальной республике или автономии? Принуждают ли детей изучать местный язык в обязательном порядке или, быть может, наоборот, лишают возможности овладеть вторым государственным языком данной территории? Пишите в комментариях и на нашу почту, по возможности оставляйте данные для обратной связи: редакция INFOX.RU планирует освещать эту тему дальше и, в меру сил, способствовать нормализации ситуации.

Реклама