Быль о русском бензине, осмысленном, но беспощадном
Очередные новости в «стране, победившей инфляцию»: всего за одну неделю стоимость бензина существенно выросла: Аи-95 впервые перешагнул отметку 40 руб./л в среднем по России (рост на 0,225% за неделю, т.е. 12,65% годовых), дизельное топливо дотянулось до 38,17 руб.
Бензин не дорожает
Но так ли это страшно? Давайте посмотрим на стоимость бензина в исторической и географической перспективе.
Ошибаются те, кто думает, что советские бонзы баловали своих подданных дешевым бензином: «страной-бензоколонкой» Союз стал в начале 1970-х, но и десять лет спустя цены держались на стабильно высоком уровне: 14 копеек за литр низкокачественного А-72, 15 коп. за А-76, 20 коп. за АИ-93.
Если пересчитать эти цифры на тогдашние зарплаты, легко заметить, что бензин… подешевел! То есть средний россиянин 2017 года может позволить себе куда больше бензина, чем его папа в 1983-м.
А что же в современной России? Давайте разберемся. 9 января 2008 года, в последние предкризисные месяцы, литр 95-го в среднем по стране стоил 21,98 руб. за литр. Средняя начисленная заработная плата в I квартале 2008 года – 14 771 руб., за I квартал 2017-го – 36 664 руб. Построение пропорций из школьной программы помните? Как видим, относительно зарплаты бензин за девять лет заметно подешевел, а его доля в общих расходах граждан сократилась.
Может быть, другие цены выросли не так сильно? Посмотрим на изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг. Январь 2008-го – 6334 руб., апрель (последний доступный в статистике месяц) 2017-го – 16 682 руб. И здесь бензин заметно отстает от других ключевых статей расхода.
Ну и, наконец, инфляция за это время составила 117%, тогда как Аи-95 подорожал лишь в 1,82 раза, то есть на 82%. Исходя из этих цифр, можно смело сказать, что бензин в России дорожает медленнее, чем подавляющее большинство других товаров и услуг.
От Венесуэлы до Норвегии
Совсем иная картина складывается, когда мы смотрим на цены в других странах. Рекордсменом, конечно, является Венесуэла – там бензин, хотя и заметно подорожал в последнее время, все еще стоит 1 цент за литр – в 70 раз дешевле, чем в России (здесь и далее – сведения Globalpetrolprices.com на 12 июня 2007 года). Но вряд ли россияне согласились бы поменяться судьбами с венесуэльцами – нищета, дефицит всего, высочайшая преступность, неизбежность гражданской войны.
Далее в списке тоже сплошь нефтедобывающие страны: страшные «тоталитарные» Саудовская Аравия и Туркменистан продают бензин по цене ниже 30 центов за литр, «демократические» Египет и Эквадор – ниже 40 центов. Такие разные Нигерия, Малайзия, братский Казахстан держат цены в интервале 40–50 центов. Неожиданно жадными оказались арабские эмиры – в ОАЭ литр хорошего бензина идет по 50 центов, вдвое дороже, чем в соседней Саудовской Аравии.
Афганские погонщики верблюдов и киргизские декхане закупаются по 61-62 цента; крупный экспортер бананов, селедки и бензина Белоруссия держит цену в 66 центов – тоже ниже российской. Циничные американские капиталисты продают бензин дешевле, чем кремлевские патриоты – по 69 центов за литр, а сравнивать качество этих одноименных товаров просто мучительно больно. И тут, рядом с Тунисом и Пакистаном, мы видим наконец матушку-Россию.
У нас, уважаемый Игорь Иванович Сечин, благодаря усилиям вверенной вам «Роснефти», едва ли не самый дорогой бензин практически среди всех сколько-нибудь заметных нефтедобывающих стран – за одним, но очень существенным исключением.
А кто на другой стороне списка? Крохотный Гонконг с его невероятными ценами на всё, а также… Норвегия, экономика которой зависит от нефти еще сильнее, чем российская. 1,83 доллара за литр – более чем в 2,5 раза дороже, чем в России.
Разница, правда, еще и в том, что на личный счет каждого норвежца поступают отчисления от полученной прибыли нефтяных доходов, средняя накопленная сумма превышает 100 тыс. долларов; на каждого родившегося ребенка автоматически открывается соответствующий счет в банке. Кроме того, Норвегия стабильно занимает первые места в мире по индексу человеческого развития – показатель спорный, но внимания все же заслуживающий.
А главное – никакой технической возможности обеспечить своих граждан дешевым бензином у норвежцев нет, так как страна входит в Евросоюз, который жестко запрещает защищать свой рынок. Если бы Норвегия поставила на своих государственных автозаправках низкие цены, в страну бы хлынули толпы перекупщиков – потому-то хитрые норвежцы и дерут втридорога за бензин со всех, компенсируя это перечислениями на счета своих граждан.
Та же проблема с «общим рынком» есть и у России: Игорь Иванович может возразить, что мы точно так же держим цены чуть выше, чем Казахстан и Белоруссия (и несколько ниже армянских). Вот только, к сожалению, мы с вами пока тянемся к Норвегии исключительно по стоимости бензина, но никак не по остальным показателям.
Справедливости ради укажем, что Австралия с ее огромными пространствами и масштабной нефтедобычей дерет с граждан по 97 центов за литр. И тоже поддерживает исключительно высокий индекс человеческого развития.
Другие значимые страны с самым дорогим бензином в мире: Исландия, Нидерланды, Италия и далее весь ЕС по списку; Израиль, Уругвай, Барбадос, Центральноафриканская Республика, Швейцария и Зимбабве – в общем, страны с самым разным социальным устройством и уровнем жизни, которых объединяет только зависимость от импортного топлива.
Как видим, популистская раздача бензина не всегда приводит к чему-то хорошему. Цена на топливо у нас завышенная, но проблема не в этом, проблема в системе как таковой.
Чтобы оздоровить ситуацию, России нужны:
· национализация всех месторождений во исполнение действующего закона «О недрах»;
· простые и понятные правила игры для всех нефтегазодобывающих компаний – все равно, частных (например, на условиях концессии) или государственных;
· введение в стране «нефтяной ренты» – безусловного дохода каждого гражданина как совладельца природных богатств;
· включение в эту ренту доходов от добычи и реализации не только нефти и газа, но и других ценных ископаемых, а также леса;
· наконец, беспристрастная аудиторская и прокурорская проверка существующих компаний в отрасли, изъятие незаконно полученных сверхприбылей.
Конечно, нынешнее правительство нефтяных лоббистов никогда не пойдет на эти шаги. Любого чиновника, посягнувшего на сверхприбыли сырьевиков, ждет судьба Алексея Улюкаева. Надежд на эволюцию системы, к сожалению, практически нет – а значит, слом ее будет особенно болезненным для всех нас.