Москва
6 ноября ‘24
Среда

Эльвира Набиуллина получила новый срок

В Государственной Думе Российской Федерации прошло голосование по перевыборам главы Центробанка – точнее, по вопросу переназначения действующего руководителя. Иной кандидатуры, кроме Эльвиры Набиуллиной, у нас нет: она занимает свой пост уже четыре года.

За это время леди-финансист получила приз «лучшего банкира мира» от журнала Euromoney (2015), обрушила кредитный рынок России (2014), отозвала лицензии почти у полутысячи банков, щедро профинансировала американскую экономику через вложения в Treasuries и довела ситуацию до острой нехватки рублевой наличности в стране. Есть люди, готовые производить, есть люди, готовые покупать, но они испытывают дефицит обменных средств. Еще немного – и мы вернемся к бартеру 1990-х. И депутаты Госдумы своим голосованием одобрили подобную политику.

Скажи мне, кто твой муж, – и я скажу, кто ты. Эльвира Сахипзадовна замужем за Ярославом Кузьминовым, ректором НИУ «Высшая школа экономики». Тем самым Кузьминовым, который, не жалея сил, продвигает уничтожающую отечественное образование систему ЕГЭ. Этот депутат Мосгордумы; будучи человеком либеральных взглядов, охотно воспользовался помощью «Единой России» на выборах. Кузьминов входит в более чем 40 различных образовательных и околовластных комитетов и комиссий (легко подсчитать эффективность его работы в каждой из них); помимо прочего, член Комиссии Мосгордумы по жилищной политике, бодро поддержавшей программу реновации. Заслуги этого типичного выходца из 1990-х более чем сомнительны, а его деятельность в целом, несомненно, заслуживает пристального и компетентного внимания.

Именно таков главный советник Эльвиры Набиуллиной, новой старой главы Центробанка Российской Федерации.

Снотворное для депутатов

А сама она выступила с программной речью, в которой рассказала депутатам о своих достижениях и творческих планах. Как всегда, это было вялое перечисление очевидных истин, перемежаемое весьма спорными тезисами.

«Ключевая задача денежно-кредитной политики – это переход от снижения инфляции до целевого уровня, к поддержке инфляции на стабильно низком уровне постоянно, чтобы население и бизнес в полной мере могли получить преимущества от устойчиво низкой инфляции». Низкая инфляция – действительно фетиш либерального крыла российских экономистов, однако она слабо сочетается с намеченным бурным ростом экономики. Цену на рубль сделали относительно стабильной, только ограничив число этих самых рублей; экономика задыхается из-за нехватки обменных средств, а банковские проценты у нас все равно во много раз выше, чем на том же Западе.

«Сейчас ставки по ипотеке близки к историческому минимуму… Банки имеют все возможности для наращивания кредитования… Быстрее всего растет кредитование сельского хозяйства, добывающей промышленности, транспорта и связи…» Расти с нуля, на который Набиуллина обрушила кредитный рынок в декабре 2014 года, действительно несложно. И очень удобно для победных речей.

«Влияние санкций на российскую экономику сильно преувеличено, сейчас эффект практически сошел на нет». Это смотря каких санкций. Российские банки по-прежнему не имеют возможности перекредитоваться на Западе, российские предприниматели – покупать там же оборудование. В результате и та, и другая сфера стремительно монополизируются вокруг олигархических групп… Многие представители которых сидели в зале и голосовали за кандидатуру Эльвиры Набиуллиной.

Одна шагает в ногу

Чтобы читатель не уснул от нахлынувших блестящих перспектив, вспомним несколько более ранних характерных высказываний главы российского Центробанка. «Такие люди, как Набиуллина, занимаются вербальными интервенциями», – считает профессор МГИМО, глава Российского экономического общества им. С.Ф.Шарапова Валентин Катасонов, и у этого суждения есть яркие доказательства.

«Ключевой фактор, который влияет на динамику рубля, – цена на нефть, она волатильна. Мы в этом году видели, что она может и падать, может и расти». Капитан Очевидность устами Набиуллиной констатирует поражение России: ничем, кроме нефти, мы уже повлиять на финансы не можем. Тогда зачем вообще Центробанк и его глава?

«Финансовый сектор уже готов к новой реальности, теперь к реальности приспосабливается остальная экономика». Тут уже не капитан, тут поручик. Тот самый, из Куприна: «Вся рота идет не в ногу, один поручик шагает в ногу».

«В своем базовом прогнозе мы исходим из того, что в 2016 году цена на нефть вернется на среднегодовой уровень 50 долларов». Эти сказанные в декабре 2015 года слова подтвердили, что Набиуллина – плохой прогнозист. Реальная среднегодовая цена российской марки Urals составила $41,9 за баррель.

«Есть привычка у россиян смотреть за курсом и свои сбережения мерить иногда в валюте. Но люди зарабатывают в рублях. Поэтому показатель инфляции имеет гораздо большее значение (чем курс валюты – Ред.) и большую важность в жизни каждого человека». Это имело бы смысл, если бы Россия сама обеспечивала себя продовольствием и промышленными товарами; но сейчас, когда зависимость от импорта остается критической, курс рубля по отношению к мировым валютам – к огромному сожалению! – критически важен для всех, кто хочет нормально одеваться, ездить на надежных машинах, отдыхать в человеческих, а не сочински-скотских условиях.

Ну и вишенка на торте. Рассказывая о своем жизненном пути, Набиуллина в 2014 году призналась: «Я не знала, что такое экономика. Меня влекло неизвестное».

Пожалуй, это многое объясняет.

Полная версия