От России к Китаю: Нурсултан Назарбаев меняет ориентацию
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сообщил в Астане председателю Китайской Народной Республики Си Цзиньпину, что именно Китай стал главным экономическим партнером Казахстана (ранее таковым была Россия).
Образцовые отношения
Высказывания Назарбаева не оставляют сомнений в его новой внешнеэкономической, а, возможно, и внешнеполитической ориентации:
«По объему прямых иностранных инвестиций, выданных кредитов и числу совместных предприятий» китайцы уже на первом месте в Казахстане, порадовался президент. 25% казахстанской нефти добывают китайские предприятия, и это сотрудничество будет углубляться: «Сейчас они ставят вопрос о продлении контрактов, мы будем очень внимательно на это смотреть, потому что они наши хорошие партнеры по совместной работе», и вообще «между Казахстаном и Китаем сложились образцовые межгосударственные отношения».
Хорошие отношения – это всегда здорово. Даже худой мир лучше доброй войны, а тут мы видим новое международное партнерство. Смущает лишь то, что Таможенный союз вроде как создавался для максимальной интеграции бывших советских экономик, а теперь один из участников этой небольшой организации совершенно недвусмысленно предпочитает других партнеров.
Нурсултану Назарбаеву через месяц исполняется 77 лет, он ровно полжизни в политике (депутатом Верховного совета СССР стал в 38 лет) и уже может позволить себе не играть в условности, а делать то, что считает нужным. Нужное сейчас – это дружба с Китаем (по одному из основных сценариев «шелковый путь» пройдет через весь Казахстан), перевод алфавита на латиницу, максимальное дистанцирование от внешнеполитического курса России.
В то же самое время первую строчку новостей «Яндекса» заняла радостная новость от пресс-секретаря российского МИД Марии Захаровой: «Министр Лавров больше не заядлый курильщик».
Короткая память
Друзья, у нас есть плохие новости: Казахстан больше не «степная Россия». Российскую политику в Средней Азии (отнесем сюда же и Казахстан) трудно охарактеризовать приличными словами. Мы пытаемся обласкать всех местных баев – и совершенно не думаем о своих интересах.
Создается ощущение, что бывшим республикам Советского Союза просто плевать на Москву: достаточно вспомнить, как лидеры дружественных стран стройными рядами блистали своим отсутствием в Москве на праздновании Дня Победы.
При этом меры самозащиты и даже разумные предосторожности у нас попросту отсутствуют: границы с Казахстаном нет, а сами казахи не сильно беспокоятся по поводу собственных южных границ. Вспоминается циничное вранье властей после формально ксенофобских, а по сути совершенно справедливых заявлений граждан России по поводу этнической преступности и среднеазиатского наркотрафика: «Теперь таджики смогут въезжать к нам только по загранпаспортам». На самом деле никаких других паспортов в Таджикистане и большинстве других стран просто не бывает: это Россия до сих пор сохраняет для своих граждан унизительную систему двух удостоверений личности. Обычно же – и «тоталитарные режимы» от Туркмении до Белоруссии не исключение – паспорт у человека ровно один, и с ним он может передвигаться по всему миру, с соблюдением, конечно, визовых условностей.
Подготовка к разводу
Восток – дело не настолько тонкое, как хотят представить российские чиновники, оправдывая собственные неудачи. Мы последовательно потеряли Грузию, Украину, теперь вот на очереди Казахстан. Налицо грубейшие ошибки российской дипломатии. Если наши единственные союзники, по известной мудрости, – армия и флот, то зачем тогда мы кормим странные режимы, кидающие нас на деньги (Венесуэла) или поворачивающиеся спиной при первой опасности (Белоруссия)?
Мы рады за Казахстан, который нашел себе нового покровителя. Отныне России надлежит следовать, исходя только из собственных геополитических интересов.
Первым шагом должно стать восстановление границы между Казахстаном и Россией – той самой, через которую следует не менее 20% растительных наркотиков в мире.
Русскоязычный север Казахстана, как отмечал еще Александр Солженицын, должен быть назван зоной приоритетных российских интересов.
Зависимость от Байконура необходимо свести к нулю – ау, Роскосмос!
Сложнее всего, как обычно, с экономикой. Товарооборот между Россией и Казахстаном составил в 2016 году $12,6 млрд – на 16,2% меньше, чем годом ранее. То есть экономическое размежевание уже идет, и довольно серьезное.
Казахстанские предприниматели, как и белорусские, охотно зарабатывают на продовольственном эмбарго, выдавая «санкционные» продукты за свои – эту лазейку необходимо перекрыть.
Более 60% нашего импорта из Казахстана – минеральное сырье (в том числе нефть) и металлы, то есть товар, который конкурирует с производимым в России. Казахстанцы покупают у нас продукцию машиностроения и химпрома, но последовательно сокращают закупки. Критически важным казахстанский рынок для России ни в коей мере не является.
Неужели все так плохо, спросите вы, что за детская ревность? Неужели надо портить отношения с братским государством только из-за того, что оно подписало несколько контрактов с нашим, на минуточку, союзником?
Портить ничего не надо, ответим мы: этим успешно занимается сам Казахстан. Все, что нужно России, – это превентивные меры самообороны, включающие к тому же спасение союзника от наркотрафика, а также обеспечение собственной экономической безопасности. Потому как, если, не дай бог, китайская армия выйдет к границе между Актюбинской и Оренбургской областями, будет уже слишком поздно.
Между тем, «больше не заядлый курильщик» Сергей Лавров, четырнадцатый год продолжает занимать кресло министра внутренних дел. Грозный взгляд и остроумие – это, конечно, прекрасно в качестве специй к основному блюду, но вот блюдо как раз и не получилось: результаты работы ведомства говорят сами за себя. «Прокурить» не только советское, но и ельцинское (!) наследие – нужно было постараться.