Российские авиакомпании в 2016 году показали суммарный убыток в размере 10 млрд руб., заявил президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. Причем генерировался убыток на внутренних рейсах – 33 млрд руб.; внешние направления дали прибыль.
Небесное дежавю
Стоп! Вам это ничего не напоминает? Поднимем-ка новости прошлых лет, практически наугад.
«По данным АЭВТ, убытки авиакомпаний в 2011 году составили 14 млрд рублей, в 2012 году - 7,7 млрд рублей, в 2013 году почти 5 млрд рублей»…
«Совокупный убыток российских авиакомпаний по итогам 2014 года вырастет более чем в 6 раз, достигнув около 30 млрд рублей. Предварительную оценку представил ТАСС Владимир Тасун, президент АЭВТ»…
«Совокупный убыток российских авиаперевозчиков по итогам первого полугодия 2015 года составил 28 миллиардов рублей. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на главу АЭВТ Владимира Тасуна»…
«В первом квартале 2016 года операционные убытки 112 российских авиаперевозчиков выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 16 до 24 миллиардов рублей, заявил глава АЭВТ Владимир Тасун»…
Кстати, обратим внимание на первую (10 млрд) и последнюю (24 млрд) цифры – значит, последние три квартала 2016 года дали прибыль 14 миллиардов? Об этом Тасун молчит.
Колючая булочная
Странная история, вы не находите? Вот, положим, открыли вы булочную. Из года в год она приносит вам только убытки и конца-края этому не видно. Долго ли будете это терпеть, вкладывая новые и новые средства? Едва ли, особенно если на эту булочную есть покупатель. А вот наши авиаперевозчики – настоящие альтруисты: плачут, колются, но продолжают жрать кактус внутренних рейсов.
Может быть, есть какой-то секрет? Может быть, Владимир Тасун не импровизирует, а играет хорошо разученную роль?
Допустим, внутренние рейсы действительно настолько убыточны. «Аэрофлот», «Россия» и «Победа» – компании, прямо или опосредованно принадлежащие по большей части Росимуществу, у них нет выбора: собственнику, то есть государству, нужны внутренние перелеты. Но остальным-то это зачем? Никто не заставляет.
Плох тот бухгалтер, который не может нарисовать убыток, говорят бизнесмены. И чем больше убыток, тем больше оснований просить помощи: «Положение дел могли бы исправить государственный заказ на авиаперевозки для социально незащищенных слоев населения или снижение налогов для авиакомпаний» – говорит все тот же Владимир Тасун.
Государство, надо сказать, уже утомилось поддерживать ненасытных авиаторов. Субсидирование перевозок в Крым – пожалуйста. Льготные кредиты на покупку отечественных самолетов – сколько угодно, только очередь почему-то не стоит. Снизить НДС на внутренние авиаперевозки – снизили до 10%. Изменение законов в пользу перевозчиков и против пассажиров – да сколько угодно, одни невозвратные билеты чего стоят!
Во всем виноваты монголы
И все равно есть убыток, говорите? Тогда пусть его несут другие! Скажем, иностранные авиакомпании, которые официально не допускаются до внутрироссийских перевозок, очень хотели бы здесь работать; мы вообще лишь недавно разрешили летать в России летчикам-иностранцам (под проект «Добролета»). В 1990-е этот запрет был понятен: гиганты бизнеса могли на корню уничтожить слабую российскую отрасль. Такая же логика действовала и в банковской сфере: иностранным банкам до сих пор приходится открывать здесь формально независимые отделения.
Но, черт возьми, именно в результате этого протекционизма и авиакомпании, и банки стали бездонными бочками для бюджетных денег.
При этом законодательство России последовательно ужесточается по отношению и к малым российским перевозчикам, не попавшим, к слову, ни в одну авиакатастрофу. В 2010–11 годах большие дяди из Госдумы последовательно уничтожали маленькую «Авианову» за те же фокусы, которые сейчас, не скрываясь, творит принадлежащая «Аэрофлоту» «Победа». То есть государство в лице Думы и «Аэрофлота» предпочитает нести убытки, лишь бы не допустить реальной конкуренции. Парадоксально, не правда ли?
И при всем этом господин Тасун винит во всех бедах отрасли не плохое хозяйствование, не растраты и коррупцию, не ползучую монополизацию неба группой «Аэрофлота», а… недостаток государственных льгот и одностороннюю либерализацию рынка: «Так, например, монгольская авиакомпания MIAT выполняет полеты из Улан-Батора в Берлин по так называемой пятой свободе воздуха, то есть выполняет посадку в Москве, где она берет на борт российских пассажиров. И даже несмотря на то, что таких пассажиров не очень много, это прямой ущерб для российских авиакомпаний. Эти пассажиры должны были бы лететь "Аэрофлотом", "Сибирью" или "Трансаэро"» – возмущался он в 2015 году. Монголы, оказывается, виноваты в наших убытках!
Согласимся с тем, что «открытое небо» по идее должно быть взаимным, но если мы несем многомиллиардные убытки на внутренних направлениях, то почему бы нам не переложить их на кого-то другого?
Да потому что в этом случае уважаемый Владимир Тасун и говорящие его устами лоббисты потеряют основания бесконечно требовать льготы и субсидии.
Авиахозяйство по-российски
Вспомним «Трансаэро» – изначально насквозь коррумпированную авиакомпанию, созданную 26-летним дарованием Сашей Плешаковым в 1990 году – его матушка Татьяна Анодина была на тот момент главой НИИ аэронавигации, дружила с Евгением Примаковым, а вскоре организовала Межгосударственный авиационный комитет (и возглавляет его до сих пор!). В результате «Трансаэро» получало все возможные преференции и одновременно накапливало сумасшедшие долги.
В 2015 году компания обанкротилась, ее долги принял на себя государственный, то есть наш с вами, «Аэрофлот», а Сашенька с Татьяной Григорьевной сбежали во Францию (по сведениям журналистов Forbes) вместо того, чтобы показательно сесть в тюрьму за хищения государственных средств в особо крупных размерах.
Или задумаемся о том, что творится в головах у руководства «Аэрофлота», которое в 2012 году не нашло ничего умнее, чем ввести в Совет директоров компании 36-летнего блогера Алексея Навального, никогда не имевшего никакого отношения к авиаперевозкам. Если профессионализм остальных управленцев компании находится на том же уровне, странно удивляться убыткам ключевого перевозчика страны.
Самое смешное, что компании группы «Аэрофлот» покинули Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта в начале 2016 года, обвинив ее руководителя Тасуна в «антигосударственной позиции» за то, что он считал нужным отдать останки «Трансаэро» с ее долгами частной S7, а не государственному «Аэрофлоту». То есть госперевозчик сознательно пошел на огромные бюджетные траты, лишь бы увеличить свою долю рынка и навязывать этому рынку свою ценовую политику.
Для самой большой страны мира принципиально необходимо наличие доступных пассажирских и грузовых перевозок, в том числе по воздуху. Если доходы людей не позволяют им летать по рыночным ценам, доходы надо поднимать, а цены снижать. В этих условиях убытки государственного перевозчика на внутренних рейсах – совершенно нормальные условия: государство ведет неэффективную экономическую политику и должно за это платить.
А вот из года в год рыдать с протянутой рукой – как-то не по-мужски. Очень напоминает методы еще одного бюджетососа – Волжского автомобильного завода. Для полного эффекта Владимиру Тасуну стоило бы еще что-нибудь из Вильяма нашего Шекспира продекламировать.
Но больше всего беспокоит то, что методы ВАЗа и Тасуна сейчас берут на вооружение даже представители правительства: «Ах, бюджет теряет такие деньги на пенсиях!», «Социальная нагрузка слишком дорого обходится государству», «Необходимо оптимизировать расходы на здравоохранение».
Начните оптимизацию с собственных зарплат, господа. Слишком много начальников-оптимизаторов развелось, на всех бюджета на хватит.