Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Подмосковье: 160 млрд. на мусорный ветер

В субботу 13 мая в Подмосковье состоялись митинг и пикет недовольных строительством мусоросжигательного завода. Но люди с плакатами еще не знали главного. Рядом с деревнями, дачами, лесами и полями, между двумя крупными городами – Воскресенском и Коломной – будет не просто завод, а еще и огромная свалка для захоронения опасных отходов.

Куда спешит чиновник

Жители сразу нескольких районов – Воскресенского, Ступинского, Коломенского, Раменского – протестуют против возведения одного из пяти заводов, запланированных к введению в эксплуатацию уже в будущем году (подробнее о проекте Ростехнологий – в материале РБК). Цена вопроса – около 160 млрд рублей. Место для строительства одного из них почему-то выбрано в непосредственной близости от жилых домов и на водосборе Москва-реки.

Случайно или нет, но ровно 13 мая в воскресенской газете «Наше дело» было опубликовано – и тем самым вступило в законную силу – постановление №1291-ППЗ, подписанное первым замглавы администрации Воскресенского района Игорем Сорокиным. Этот документ изменил вид разрешенного использования земельного участка рядом с деревней Свистягино с «коммунального» на земли «специального назначения».

Теперь 40 га бывшего колхозного поля можно использовать для строительства мусоросжигательного завода и полигона ТБО. Благодаря действиям чиновников в экологически неблагополучном Воскресенском районе появился земельный участок, который можно использовать для размещения, хранения, захоронения, утилизации, накопления, обработки, обезвреживания отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещения объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки. Соседние районы пострадают не меньше, так как зона поражения такого типа заводов согласно европейским исследованиям составляет до 30 км, это у них, где жестко следят за соблюдением всех норм.

Торопливость чиновников, которые принимают решения без публичных слушаний и прочих процедур, прописанных в законах, понятна. Ведь 30 июня уже должны быть подведены итоги конкурса по выбору инвестпроектов на два лота: четыре завода в Подмосковье и один в Татарстане. Основной критерий отбора – самые низкие затраты, а не самые эффективные технологии. Понятно, что реальной конкуренции в таком конкурсе вряд ли стоит ждать, отработанная десятилетиями на гостендерах механика с тремя конвертами с шагом в 10 тыс. рублей до сих пор работает безотказно.

Мусор, огонь, зола

Но интересно даже не то, что будущие победители заранее известны, а то, каким незамысловатым способом теперь решают проблемы экологии. Роман Абрамович в начале 2010-х, влезая в мусорный бизнес, хотя бы красиво обещал Москве за время действия госконтрактов перевести мегаполис на раздельный сбор мусора и вторичную переработку. Но оказалось, что это тяжелое и совсем невыгодное дело – инвестировать в экологию. Абрамович продал свою долю в «МКМ-логистик», а правительство в Год экологии поддержало главный способ утилизации мусора – мусоросжигание.

По условиям конкурса на будущих предприятиях для сжигания мусора должен использоваться метод колосниковой решетки – то есть в печи движущаяся решетка при высокой температуре помогает отходам равномерно прогореть, без их предварительной сортировки – даже если они радиоактивны, содержат ртуть или иные опасные вещества. Выделяющаяся при сгорании энергия будет нагревать воду, а образующийся пар направят на турбины для выработки электроэнергии. Оставшаяся от сжигания зола может использоваться в дорожном строительстве. Неизбежный при сгорании дым проходит через систему очистки и через трубу вылетает в небо.

За и против

Сторонники этого проекта апеллируют к тому, что Московская область задыхается от мусора, полигоны ТБО переполнены, а действующие МСЗ не справляются. Поэтому строительство таких, относительно недорогих, проверенных десятилетиями заводов поможет частично решить проблему. Альтернативные способы утилизации ТБО, такие как раздельный сбор мусора и другие, в условиях Москвы и области называются многозатратными и нереализуемыми. Противников строительства они называют «популистами».

У противников строительства МСЗ свои аргументы. Никто из них не спорит, что сложившаяся ситуация с мусором приблизилась к критической черте, но, по их мнению, строительство этих заводов может только усугубить ситуацию. Они нанесут окружающей среде и проживающим там людям еще больше вреда, чем «мирно гниющие» кучи мусора. Экономическое обоснование вообще вызывает смех, ведь себестоимость полученной от этих МСЗ электроэнергии окажется исключительно высока. Предполагается, что «мусорное электричество» будет продаваться в нагрузку оптовым покупателям электричества, а для населения цена останется неизменна. Но расходы оптовых потребителей приведут к повышению цены их конечной продукции, за которую в итоге заплатит рядовой покупатель. Кроме того, вырастут тарифы на вывоз мусора.

Русская альтернатива

Между тем в России живет ученый, который разработал и запатентовал уникальный способ переработки ТБО, не востребованный до сих пор властями. INFOX расскажет о разработках Александра Симонова.

«Технология колосниковой решетки – это XIX век: решетка движется и, как кочергой в печке на даче, перемешивает мусор в топке. При этом температура горения не может превышать 500 градусов, иначе эта решетка банально разрушится, – рассказывает Александр Симонов. – В процессе горения образуются зола и дым. Образовавшуюся золу надо где-то хранить (даже если ей найдут дальнейшее применение), для этого потребуются площади под полигоны для хранения. В силу природных условий (осадки, ветер) вредные вещества из этой золы будут попадать в почву, а оттуда в грунтовые воды, что приведет к загрязнению водоемов на многие километры вокруг. Кроме того, газы, вырабатываемые в процессе горения, даже после прохождения системы очистки попадают в атмосферу. На всех МСЗ системы очистки составляют до 75% от общей площади завода, но ни одна система не в состоянии уловить все вредные вещества, и они также попадают в окружающую среду. В итоге – болезни и медленная и мучительная смерть всего живого вокруг.

Наша разработка, научное сопровождение которой ведет Институт физической химии и электрохимии им. Фрумкина РАН, принципиально отличается от этого метода. Важнейшим параметром химии горения является скорость этого горения. Суть нашей технологии заключается в интенсификации процесса за счет введения в качестве окислителя технического кислорода (вместо воздуха), что повысит температуру до 1500 градусов, а значит и скорость горения. Это увеличит производительность печи и позволит избежать образования диоксинов во всех ее участках.

Образовавшийся в процессе горения шлаковый расплав по наклонному полу печи будет стекать в шлаковые ванны, где его стерилизуют кислородом. Впоследствии эти «отходы отходов» можно переработать в экологически чистые стройматериалы – шлакоблоки, плитку, утеплитель – в зависимости от потребностей рынка. Склад с плиткой экологически безопаснее кучи с золой.

Вырабатываемое огромное количество тепла и электроэнергии предлагается направить как для обеспечения нужд самого предприятия, так и на обогрев теплиц при МСЗ, в которых можно выращивать хоть петрушку, хоть розы. Излишки углекислого газа, которые образуются в процессе горения, будут не выбрасываться в атмосферу, а направляться в теплицы для повышения урожайности. Больше не нужно навязывать дорогое электричество оптовым покупателям.

Из побочных продуктов, образующихся в процессе сжигания отходов в кислородной атмосфере, предполагается получать аммиак и карбамид, которые высоко ценятся на международном рынке.

В итоге мы получаем экологически чистый МСЗ с замкнутым циклом, без трубы в атмосферу, высокопроизводительный и самоокупаемый».

Однако свои инновации в России не приживаются, и строить в Подмосковье будут на оборудовании швейцарской компании Hitachi Zosen Inova, которой в общем-то больше и некуда поставлять свои устаревшие технологии. Европе уже рекомендовано отказаться от мусоросжигания колосниковым способом, Северная Америка тоже сокращает свои мощности. Понятно, что в России HZI не жалеет ни знаний, ни денег – для нее это вопрос выживания. Кроме того, в России сжигают не 25-30% мусора, как в странах с высоким уровнем переработки, а 95%. Масштаб!

Общая площадь свалок в России примерно равна площади Швейцарии. Той самой, которая шлет нам старые технологии, чтобы мы не вздумали идти своим путем.

Полная версия