Безопасность на дорогах по-шведски
Швеция долгое время является одним из лидеров в области транспортной безопасности. В этой стране не боятся сложных и амбициозных задач подобных концепции Vision Zero, о реализации которой шведская сторона рассказала в ходе прошедшего в Санкт-Петербурге семинара по безопасности дорожного движения.
Основной идейной установкой Vision Zero является недопустимость дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. На первый взгляд задача кажется утопичной. Но с момента возникновения этой идеи в 1994 году уже многое сделано для ее реализации. В 1997 году шведский парламент зафиксировал законодательно концепцию нулевой смертности, а в 2011 году и Еврокомиссия также приняла аналогичное решение. На сегодняшний день в Швеции удалось более чем вдвое сократить смертность на дорогах, и это при существенном увеличении количества автомобилей за прошедший период. В планах до 2020 года сократить показатель смертности еще на 50%.
Как пояснил один из основоположников концепции Vision Zero, эксперт в области дорожной безопасности Андерш Лие, разработчики программы понимают, что водители – обычные люди и будут ошибаться всегда, однако необходимо организовать дорожное движение таким образом, чтобы ошибки людей не приводили к смертельным исходам.
На сегодняшний день в Швеции достигнут самый низкий показатель смертности на дорогах в Евросоюзе - около 3 человек на 100 тыс. населения в год. Для сравнения в России это показатель примерно в шесть раз выше.
Трудно не заметить насколько шведский подход к безопасности контрастирует с отечественным, если бессистемные действия российских властей, преимущественно карательного характера, вообще уместно назвать осмысленным подходом. Вот показательный пример. Как рассказал Андерш Лие, в Швеции в большом количестве устанавливаются камеры для контроля скорости. Но, когда показатели скоростного режима в местах установки камер достигают плановых значений, то есть когда водители практически перестают нарушать, камеры просто отключают. Сложно представить такую ситуацию у нас, где камеры стали, скорее, инструментом пополнения местных бюджетов, нежели частью системы дорожной безопасности.
Volvo - «Стратегия 2020»
Одним из важнейших аспектов безопасности дорожного движения является собственно сам автомобиль. Практически все автопроизводители уделяют большое внимание вопросам безопасности, но есть в этом деле и признанные лидеры. О передовых разработках рассказала директор Центра безопасности Volvo Cars Сесилия Ларссон.
У Volvo есть своя программа «Стратегия 2020», суть которой созвучна концепции Vision Zero – к 2020 году создать такие автомобили, которые позволят снизить вплоть до нулевого уровня смертность и тяжелый травматизм среди водителей и пассажиров.
В основе подхода Volvo лежит скрупулезный анализ обстоятельств ДТП и изучение поведения водителей. Так еще в 1970 году была создана специальная группа по анализу ДТП. Например, в результате изучения статистики выяснилось, что самое распространенное происшествие это - вылет с дороги (на долю таких ДТП приходится 34% от общего числа), и при этом велика вероятность травмирования позвоночника. Основываясь на этом, в Volvo создали комплексную систему, которая призвана минимизировать последствия ДТП такого типа. Эта система автоматически определяет момент вылета автомобиля с дороги и приводит в действие натяжители ремней безопасности. Кроме того, в конструкции кресел предусмотрены энергопоглощающие элементы с целью снижения вероятности и тяжести травм позвоночника. И такая система уже серийно реализована на новом внедорожнике ХС-90.
Есть у Volvo и другие перспективные разработки в разной степени готовности. Так, например, уже проходит тестирование система обмена данными между автомобилями, когда один автомобиль автоматически оповещает другие машины о скользком дорожном покрытии. Близка к внедрению система автоматического отруливания от края дороги. Ну и не только Google занимается темой полностью автоматического управления автомобилем. По словам Сесилии Ларссон, в Volvo также активно работают над этой задачей.