Война Исламского государства против Европы или провал мультикультурализма?
9 января представитель организации «Ячейка джихада (Аль-Каида) (запрещенная в РФ организация) на Аравийском полуострове» шейх Харис ан-Назари обнародовал видеообращение, в котором взял на свою организацию ответственность за нападение на французский карикатуристический журнал «Шарли Эбдо».
Поддержав действия террористов, шейх Харис обратился к французам с призывом «воздержаться от вражды по отношению к мусульманам и уберечь свою мирную жизнь, поскольку отказ от этого будет означать войну». Это обращение стало первым официальным признанием того, что за террористическими актами во Франции стоят не преступники одиночки, а представители международной исламистской организации, которая активно действует сегодня на всем Арабском Востоке, в ряде стран Африки, в Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индии, в странах Юго-Восточной Азии, включая Индонезию, Малайзию. Достаточно активно «Аль-Каида» действует и в России, поскольку кризисная ситуация, сложившаяся на Северном Кавказе в начале 90-х гг., продолжает оставлять свои кровавые следы вплоть до сегодняшнего дня, когда вновь и вновь поступают сообщения о столкновении с боевиками в Чечне, Дагестане, Ингушетии и других регионах. Не меньшая опасность распространения радикальных идей джихадистов сохраняется в республиках Средней Азии, особенно в Таджикистане и Узбекистане. И даже Турция, которая потратила много сил в течение прошедших десятилетий на борьбу с религиозным экстремизмом, оказывается вынужденной вновь сражаться с вооруженными исламистскими группировками уже на своих границах с Сирией.
Однако вернемся к последним трагическим событиям. Непосредственно перед своей гибелью один из исполнителей террористического акта Шериф Куаши сообщил в телефонном разговоре с французским журналистом, что именно йеменская Аль-Каида финансировала их операцию и направила его для совершения этого теракта. Еще в 2011 году Шериф ездил в Йемен и получил финансовую поддержку от известного американского исламиста йеменского происхождения Анвара аль-Авлаки. Сам Анвар погиб в Йемене в результате атаки американского беспилотника 30 сентября 2011 г.
Соучастник террористического акта Амеди Кулибали, захвативший заложников в кошерном магазине в Париже 9 января, подтвердил в разговоре с тем же журналистом перед смертью свою принадлежность к формированию Исламское государство (запрещенная в РФ организация) и заявил, что совершил свой теракт, потому что «французское правительство ведет атаки на Исламское государство». Он также сообщил, что действовал по согласованию с братьями Куаши.
Реакция на события во Франции проявилась практически во всех странах мира, но в наибольшей степени в европейских. Теперь, когда сами исполнители и заказчики теракта заявили о причинах, побудивших их к этим действиям, возникает вопрос, связаны ли эти действия с бомбардировками против Исламского государства или за ними стоят более глубинные процессы?
Хотелось бы обратить внимание читателей на один нюанс. В видеообращении йеменского проповедника Франция названа одним «лидеров безбожия», в которой дозволено оскорблять пророка Мухаммада - идеал богобоязненности и искренности в вере для более чем полутора миллиардов мусульман, живущих практически во всех странах мира. Обращаясь к французам, шейх ан-Назари призывает их не оскорблять религиозные чувства мусульман, но не затрагивает проблему войны с Исламским государством.
Очевидно, что истинные причины последних трагических событий во Франции восходят не к политическим проблемам, связанным с войной против Аль-Каиды и Исламского государства: она не сегодня началась и не завтра закончится. Истинная причина заключается в том, что процессы культурной интеграции иммигрантов в Европе не увенчались успехом, и прежде всего в отношении религиозной коммуникации. Надежды на то, что десятки миллионов людей, приехавших в Европу из Азии и Африки, а также их потомки, родившиеся уже в самой Европе, воспримут в полной мере язык, культуру, традиции европейских народов, не оправдались, разбившись именно о религиозный барьер. Европа оказалась неспособной предложить религиозную альтернативу более чем 30 миллионам мусульман, ныне живущим в различных европейских странах. Слепо следуя политике секуляризации и проповедуя одни лишь либеральные и толерантные ценности, идеологи мультикультурализма так и не смогли понять, что менталитет мусульман не может принять мир, в котором нет Бога, в котором можно насмехаться над пророками и святынями практически всех мировых религий, включая ислам. И если христиане, иудеи, буддисты, последователи других религий, в силу разных причин терпят такое отношение к своим святыням, то мусульмане в силу своих религиозных традиций не могут спокойно относиться к оскорблениям своих религиозных ценностей.
Нет сомнения, что очень многие радикальные силы и в Европе, и на Ближнем Востоке, и в Америке, попытаются использовать события во Франции в своих политических интересах. Возможно, что именно после этого война против Исламского государства, потерявшая свои обороты к концу 2014 года, опять раскрутит свои маховики, что во многих западных странах будет повышен уровень антитеррористической безопасности, пройдут аресты в среде мусульманских общественно-политических деятелей на Западе. Но главный вопрос – как найти пути интеграции все растущего числа мусульман в Европе, на каких принципах строить межрелигиозные отношения – остается открытым, а без его решения, действительно, трудно обеспечить мир и спокойствие в обществе.
В завершение, необходимо сказать, что и для России проблема совместного проживания представителей разных религий не теряет свою актуальность. Пройдя через военные конфликты на Северном Кавказе, пережив десятки террористических актов, намного более трагичных по количеству жертв, наша страна и общество не должны успокаиваться в отношении обеспечения межрелигиозного мира и согласия, поскольку эта тонкая материя настолько хрупка, что одна маленькая трещинка может привести к очень серьезным проблемам.
У России есть тысячелетний опыт совместного проживания христиан, мусульман, иудеев, буддистов, а теперь и атеистов. Построенное на нем понимание ценности и значения мира и дружбы между народами должно превалировать над всеми остальными причинами раздора и вражды.