Американские студенты не любят женщин, преподающих естественные науки. А возможно, им просто не нравится, что представительницы прекрасного пола умнее их.
Группа американских исследователей из Кембриджа, а также университетов Вирджинии и Клемсона провела опрос 18 тыс. студентов, получающих образование в области биологии, физики и химии. Оказалось, что молодые люди относятся к преподавателям-женщинам хуже, чем к их коллегам-мужчинам. Студентки считают, что никуда не годятся преподавательницы физики. Но самое интересное, пожалуй, то, что с уровнем преподавания это никак не связано.
Как студенты учителей оценивали
Анкетирование проводили в нескольких колледжах. Чтобы убедиться, что результаты верны, письменный опрос проводили дважды с интервалом в две недели. 90,7% ответов совпало. В 60% анкет все ответы сошлись. Оценить преподавателей последнего прослушанного курса по специальности студентам предстояло проставив оценки от 1 (самая низкая) до 5 (самая высокая) баллов по таким параметрам, как:
- знание предмета;
- увлеченность предметом;
- справедливость;
- приятность;
- способность организовать занятия;
- способность объяснять материал разными способами;
- способность поддерживать дисциплину;
- способность заинтересовать аудиторию предметом;
- способность удерживать внимание аудитории.
Также фиксировались общие данные студента, в том числе оценка за этот курс.
После проверки данных в работе осталось 6994 анкеты учащихся. На вопросы отвечали 1495 девушек и 953 юноши-биолога, а также соответственно 1652 и 1378 студентов-химиков, 612 и 994 студентов-физиков.
Половая студенческая дискриминация
После результатов обработки набранные баллы нормализовали (то есть пропорционально пересчитали) к 100 баллам. Средняя оценка преподавателя биологии составила 72+/-25, химии -- 71+/-25 и физики – 72+/-24. Дальше было интересно выяснить, какие же факторы влияют на восприятие преподавателя студентами. Во-первых, это, конечно, оценка за прослушанный курс. Естественно, что чем выше оценка, тем лучше преподаватель.
Во-вторых, существенным фактором оказался пол преподавателя. Молодые люди занижали оценку женщин -- преподавателей биологии в среднем на 4,2 балла, химии -- на 3,7 балла, а физики -- сразу на 6,7 балла. При этом если студентки своих преподавательниц химии и биологии оценивают примерно на одном уровне с мужчинами, то вот женщина-физик оценивается хуже, чем мужчина-физик.
Также выяcнилось, что же именно любят студенты. Это примеры из жизни при объяснении проблем, практические задачи с их подробным разбором, а также вычислительные задачи.
А вот качество образования, как считают исследователи, никак не связано с негативной оценкой женщин. Успеваемость студентов у преподавателей-женщин в среднем такая же, как и у преподавателей-мужчин.
В общем, женщины в очередной раз оказались жертвами стереотипов. По мнению исследователей, низкая оценка негативно влияет на работу женщин. Впрочем, главный напрашивающийся вывод -- нельзя давать студентам оценивать преподавателей и тем более ставить преподавателей в зависимость от студентов. Еще Аристотель говорил: «Если твой учитель не умен, то умен ли ты?»
Результаты работы опубликованы в последнем номере журнала Science Education.