Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Фрейдистская программа поборолась со школьным насилием

Группа американских и британских психологов подтвердила состоятельность одной из программ по борьбе со школьным насилием. И даже описывает чудесные случаи превращения хулиганов в примеры для подражания.

В своей работе британские и американские психологи провели анализ результатов трехлетней программы CAPSLE в трех американских школах и сравнили подопытные школы с контрольными учебными заведениями того же района. По их данным, программа превосходит все имеющиеся аналоги и позволяет системно бороться с насилием в школе.

Ролевая психология

Сама по себе программа CAPSLE достаточно любопытна. Название получилось от сокращения Creating A Peaceful School Learning Environment (создание дружелюбной атмосферы при обучении в школе). Авторами программы стали несколько практикующих англоязычных психологов и психиатров. По своей сути и форме она представляет собой нечто среднее между духовной практикой и ролевой игрой. В ней предлагается набор занятий для агрессоров, жертв агрессии, свидетелей и очевидцев насилия, а также взрослых (членов семьи и тех, кто отвечает за развитие учащихся: администраторов, педагогов, воспитателей, тренеров). А также совместного обсуждения наработок. Также предусмотрен контакт руководителей учебного заведения с авторами программы. В ходе программы каждый участник должен осознать свои действия и заставить себя жить по-новому. Задача в том, чтобы каждый осознал себя личностью и свое место в мире. Комплект включает в себя все от описания растяжек и плакатов, необходимых для создания дружественной атмосферы, до… комплекса физических упражнений, позволяющих жертве развить в себе такие физические навыки, которые позволят меньше подвергаться угрозам и достойно отвечать обидчику.

Программа началась в 1994 году как реакция на банальную просьбу помочь прекратить издевательство группы мальчиков над девочками. Сами разработчики заявляют о системности своей доктрины: она не имеет задачи помочь какому-то конкретному человеку, она только направлена на общее улучшение условий. Одной из главных особенностей сами авторы считают то, что в ней активнейшая роль отводится тем людям, которые активно не участвуют в конфликтах. Еще одной особенностью стало то, что жертв не изолируют от опасного окружения, не работают только с ними, а рассматривают проблему системно.

Эксперимент

В одном из городов, который авторы указать не решились из соображений конфиденциальности, был выбран район с 19 школами. Руководители десяти школ первоначально дали добро на проведение эксперимента. При подробном ознакомлении с методикой один из них дал отказ на участие. Так под воздействие эксперимента попали 1345 учеников из 3-5 классов (дети 8-11 лет). Эти девять школ случайным образом разделили на три группы. В трех школах началась программа CAPSLE, в трех школах экспериментаторы организовали посещения детского психолога, а еще три школы не проводили никаких специальных мероприятий по улучшению микроклимата.

В программе дети могли участвовать только с письменного разрешения родителей. Каждый год взрослые получали большой отчет и решали, продолжать прохождение программы или нет. Преподаватели были мотивированы на успешное прохождение программы, так как, если число желающих продолжить тренинг детей (вернее, их родителей) превышало 70% от класса, то учителя получали бонусы.

Сбор данных проводился несколькими способами. Во-первых, это опросы участников эксперимента. Во-вторых, независимыми наблюдателями.

Что получилось

Результаты работы показали, что сверстники в подпрограммных школах стали реже называть своих одноклассников и «одношкольников» агрессивными. Эти же выводы подтверждают и наблюдения независимых экспертов.

Ведущий автор работы, известный венгерский психоаналитик Петер Фонаги (Peter Fonagy) считает работу и саму программу большим шагом вперед. По его мнению, программ против насилия в школе много, однако они практически не контролируются.

А получилось ли что-нибудь?

Впрочем, к исследованию слишком много вопросов. Во-первых, сама методика CAPSLE имеет отношение к известному венгерскому ученому. Авторы открыто признаются, что его работы и методы легли в основу программы.

Во-вторых, ничто не может доказать, что не сработал эффект плацебо. Мотивированные преподаватели стали просто внимательнее относиться к своим подопечным, родители – к детям, а этого вполне достаточно, чтобы избежать многих неприятностей.

В-третьих, очевиден еще один момент. Дети заняты во внеурочное время несколько часов в неделю. Причем находятся под присмотром, да еще и активно общаются со сверстниками и старшими. И совсем не важно, какая в основе лежит программа.

Впрочем, главный вывод очевиден: если поставить какую-то цель и вооружиться научными знаниями, методами и опытом профессионалов, то ее можно достичь. Так можно победить и вредное влияния насилия в школе, и множество других негативных процессов.

Статья о работе опубликована в журнале Journal of Child Psychology and Psychiatry.

Полная версия