Генетики нашли ученых китов в ресторанах всего мира
Генетики смогли проследить происхождение нелегального китового мяса. Посетителям японских ресторанов в Лос-Анджелесе и Сеуле подавали морского гиганта, выловленного по японской научной квоте.
Китобои
Киты -- необычный продукт эволюции, потомки сухопутных млекопитающих. Превышая в длину 30 метров и имея массу более 100 тонн, они долгое время существовали без каких-либо проблем. До воцарения Homo Sapiens. Вот тут-то и начались проблемы. Мода на корсеты -- китов начали вылавливать и истреблять для добычи китового уса, мода на восточную медицину -- опять истребляют китов. Обратной стороной мрачной романтики талантливых книг Мелвилла стало постепенное исчезновение китов.
Закончилось все тем, что в 1986 году на Земле введен мораторий на вылов китов. Исключение сделано лишь для ряда народов. Аборигенный промысел китов разрешен для коренного населения Чукотки (серый и гренландский киты), Гренландии (финвал и малый полосатик), Аляски (серый и гренландский киты), Сент-Винсента и Гренадин (горбач). Впрочем, нашлись и лазейки. Так, японцы, очень любящие морепродукты, стали добывать китов под торговой маркой «смертноносные исследования». Масштабы научной деятельности впечатляющи: с 1986 года, по оценкам природоохранных организаций, выловлено больше 25 000 китов.
Скандал в ресторанах
Сами японцы и не скрывают, что западное сообщество очень давит на их традиции, одна из которых как раз состоит в употреблении китового мяса. Скотт Бейкер (Scott Baker) из Университета Орегона и его многочисленные коллеги из разных стран мира провели интересное расследование. В 2009 году они поужинали в ресторанах в Калифорнии (США) и Сеуле (Южная Корея), а потом сравнили образцы ДНК с теми, которые получали исследователи в Японии. По данным генетического анализа, в 2007 году в Японии, а также в 2009 году в США и Корее продавалось мясо одного и того же кита, что свидетельствует о том, что идет нелегальная торговля китовым мясом.
Японцы не наносят урон
Своим взглядом на новость с корреспондентом Infox.ru поделился член Международной китобойной комиссии от Российской Федерации Валентин Ильяшенко. «Китобойная конвенция предусматривает три вида промысла: коммерческий, аборигенный и добычу для научных целей. На коммерческий промысел введен мораторий. Лишь для трех стран есть оговорки, которые позволяют им добывать китов в коммерческих целях -- это Норвегия, Исландия и Россия. Причем Россия эту возможность не использует. Процедура же научного вылова такова. Они заявляют свои нужды на научном комитете Международной китобойной комиссии, где рассматривают их обоснованность, а также не нанесет ли добыча ущерб популяции китов».
«Японцы добывают где-то 400 малых полосатиков в Антарктике, примерно 300 полосатиков в северной части Тихого океана и еще несколько видов на севере Тихого океана, -- говорит Ильяшенко. -- Основной вид, добываемый японцами, -- это малый полосатик. Предпромысловые запасы на конец XIX века оцениваются в 250 тысяч особей. Сейчас, по разным оценкам, это число составляет от 300 тысяч (умеренный прогноз) до миллиона (оптимистичный прогноз). Научный комитет говорит, что емкость среды превышена: малых полосатиков стало больше, чем в естественных условиях. Чтобы сохранить баланс среды, нужно добывать где-то от 3 до 30 тысяч в год, а японцы добывают значительно меньше. Что касается еды. Да, в США был незаконный ввоз китового мяса. В Корее вообще нет смысла ввозить японских китов. Определенное количество китов там неизбежно попадает в рыболовные сети, их и используют в ресторанах».
А нужно ли мясо кита?
Впрочем, в самой необходимости китового мяса есть большие вопросы. Из-за загрязнения вод участились случаи нахождения высоких концентраций тяжелых металлов и токсинов в тканях и органах китов. Содержание тяжелых металлов нередко на несколько порядков превышает допустимые нормы. Тяжелые металлы накапливаются в тканях рачков и моллюсков, которыми потом питаются киты. Соответственно, и их мясо становится ядовитым.
Тем не менее в пищу его потребляют очень активно. Подробности исследования можно прочитать в журнале Biology Letters.