Москва
16 ноября ‘24
Суббота

Психология творчества осталась без понятия

Понять психологию творческого человека, понять уровень творчества в себе, а заодно и поднять его -- такие цели ставит перед читателем книга Евгения Ильина. Правда, чтобы додуматься до этого, читающий ее должен обладать недюжинным интеллектом.

Издательство «Питер» продолжает серию «Мастера психологии». На этот раз в центре внимания оказалось творчество человека.

Выходные данныеИльин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009 -- 448 с.: ил. ISBN 978-5-49807-239-5.
Годами лежавший под куполом ради одной фрески Микеланджело, годами снимающий один фильм Алексей Герман-старший... Подобные истории о творцах у всех на слуху, они вызывают у кого-то восхищение, у кого-то -- недоумение. Впрочем, если задуматься, то они должны вызывать еще и любопытство. Зачем люди создают что-то новое, каким способом, что ими движет при этом? На все эти вопросы пытается ответить доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета имени Герцена Евгений Ильин в книге «Психология творчества, креативности, одаренности».

Энциклопедия творчества

По сути и структуре книга представляет собой энциклопедию научных представлений о творчестве. Пожалуй, за бортом книги на откуп более специализированным переводным изданиям остались только аспекты творчества в менеджменте. Если открыть оглавление и выбрать нужную тему, то можно легко найти все, что разум человечества думает об этом вопросе. Воображение, научные открытия, воспитание творческих личностей, психическое здоровье и гениальность. Эти и огромное количество подобных тем освещаются с разных сторон со ссылками на классиков как психологии, так и химии, литературы, живописи. Изобилует книга оригинальными цитатами из тех же самых классиков, приводятся ссылки на оригинальные работы. В конце книги приводятся различные тесты, традиционно использующиеся для оценки креативных способностей. В общем, по охвату и глубине проработки темы книга просто идеальна...

Не для читателей

Чезаре Ломброзо (1835-1909)Итальянский психиатр и антрополог. Значительную часть жизни работал тюремным психиатром. На основании своей профессиональной деятельности написал целый ряд трудов о психических отклонениях и криминальном мире.
…Если бы не манера изложения. Несмотря на то что по содержанию она вполне доступна и рядовому читателю, интересующемуся психологией, стиль лишает эту книгу данного сегмента аудитории. В отличие от книг, написанных иностранными авторами, «Психологию творчества…» отличают сухие конструкции, многочисленные перечисления, плохие связки. Особенно раздражает манера цитирования с указанием автора и года издания. С одной стороны все вроде понятно, с другой -- Чезаре Ломброзо (2006) и Михаил Зощенко (1989) вызывают, по меньшей мере, недоумение. А ведь Ломброзо с работой, вышедшей в 2006 году, кочует по всей книге, доводя внимательного читателя до истерики. В общем, объединить множество знаний с яркой авторской манерой повествования совершенно не получилось.
Полная версия