Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Живая история: архитектурные памятники Калуги

Infox.ru начинает серию репортажей об уникальных свидетельствах российской истории. В первом сюжете речь пойдет сразу о нескольких памятниках, один из которых едва не срыли до основания кладоискатели, а другой возвели в ранг собора. Все они связаны с древним купеческим родом.

ЛитератураД. И. Малинин. «Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии». Калуга: Золотая аллея, 2004.

В Калуге по адресу: улица Плеханова, 88, расположен один из корпусов Калужского краеведческого музея. Примечателен он тем, что находится в старейшем гражданском здании Калуги -- палатах купцов Коробовых. Во второй половине XVII века земский староста Кирилл Иванович Коробов построил здание с каменным подклетом и деревянным вторым этажом. Ближе к концу века появился и нарядный второй этаж с изящно декорированными окнами и сложным карнизом. Входы на первый и второй этажи купец сделал раздельными. Парадное крыльцо с каменной лестницей, ведущей на второй этаж, не сохранилось. Не сохранились и элементы галереи (предположительно деревянной, на каменных опорах), ведущей на задний двор.

Подклетнежилой этаж жилого дома, выполняющий функции склада или (значительно реже) зимовки скота.

Считается, что в этом доме вместе с Тушинским вором жила Марина Мнишек. Однако историки уверенно опровергают эту точку зрения. Во-первых, дом датируют более поздним временем на основании описей (в калужских документах первой половины XVII века каменные здания не фигурируют) и архитектурных особенностей стиля барокко, что также относит здание ко второй половине XVII века. Во-вторых, установлено и предполагаемое размещение самозванца -- дом Скотницкого.

Сын Кирилла Ивановича Коробова Иван Кириллович построил для города церковь Георгия за верхом (в настоящее время Свято-Георгиевский собор), окончание строительства которого датируется 1701 годом. «За верхом» буквально означает «за оврагом». Собор выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича. Сооружение имеет форму полукорабля: пятиглавый храм, трапезная и шатровая колокольня. По бокам верхнего этажа расположены галереи. Первоначально их сделали открытыми, но в конце XVIII века добавили кровлю. На галереи ведут две лестницы с декоративными фонарями. Окна по бокам украшены витыми колоннами, чуть выше -- декоративные кресты. Колокольня трехъярусная, с шатровым верхом. Нижний ярус укреплен контрфорсом, по бокам которого также вырезано по кресту.

Контрфорсвертикальная конструкция, предназначенная для укрепления стены. Представляет собой либо выступающую часть стены, либо дополнительную конструкцию, соединенную с основной посредством дополнительной арки -- аркбутана.

Пик могущества рода Коробовых пришелся на вторую половину XVIII века, когда Петр Коробов владел мыловаренным и первым в губернии сахарным заводами. Мыло продавалось в Санкт-Петербурге и даже за границей. Последний представитель рода Коробовых вел уединенный образ жизни и умер в середине XIX века. Слухи о баснословных сокровищах богатого рода сослужили дурную службу его дому: кладоискатели разрушали стены, полы, потолки в поисках тайников с семейными ценностями. Дом пришел в ужасное состояние, однако в его судьбу вмешалась жена военного министра Евдокия Владимировна Сухозанет (1801--1895), купившая дом с целью создать в нем публичную библиотеку. Дом отремонтировали, а 20 апреля 1897 года в палатах Коробовых открылся Губернский исторический музей, имевший богатую экспозицию памятников местного и государственного значения.

Полная версия