Природные пожары не обязательно вредят деревьям. Согласно расчетам американских биологов и математиков, для деревьев саванн это единственный шанс защитить свои виды за счет уничтожения конкурентов.
Группа исследователей во главе с Брайаном Бекеджем (Brian Beckage) подсчитала, что пожары не обязательно смертельны для деревьев. В саваннах пожароопасные растения, наоборот, нужны, иначе саванны заместятся лесами.
Конец сухой эпохи
Саванны занимают до 20% поверхности суши. Это огромные пространства, покрытые травянистой растительностью, деревья на которых редки и не смыкают крон над поверхностью. Как и положено в тропических широтах, здесь бывают как сезоны дождей, так и засухи. И окончание засухи нередко сопровождается пожарами.
Казалось бы, раз и навсегда все ясно и понятно. Пожар -- это плохо, вот только специалисты из NIMBioS, американской организации, курирующей работы на стыке биологии и математики, говорят, что это не совсем так.
Они построили математическую модель саванны и выяснили, что растительность саванн «намеренно» провоцирует лесные пожары. Если бы пожары происходили с меньшей частотой, то флора данного типа местности исчезла, уступив место более организованной экосистеме -- лесу. А вот пожары сдерживают наступление более конкурентоспособной растительности, в то же время требующей больше времени для «захвата» новой местности.
В общем, материал для размышления ученых весьма интересный.
Как спастись от пожара
Не менее интересное исследование опубликовали летом этого года японские орнитологи при содействии австралийских коллег. В 2006 году они изучали пожары в австралийских саваннах и обнаружили, что большинство гнезд большого серого шалашника (Chlamydera nuchalis) не сгорели, хотя по логике должны были. Изучив сохранившиеся жилища, ученые обнаружили, что окрестности их немаленьких гнезд вычищены от пожароопасного мусора -- сухих листьев. В то же время, наоборот, к гнезду были натасканы и уложены на поверхность камешки и осколки стекла, которые не горят и не способствуют распространению огня.
Результаты работы опубликованы в журнале The American Naturalist.