У шимпанзе тоже есть культурные различия. В зависимости от своих привычек и традиций они по-разному действуют в абсолютно одинаковых ситуациях. Более того, даже не пытаются пользоваться методами соседей.
Различия культур -- неотъемлемая черта человечества. Часть отличий вызывают легкое непонимание, например склонность пить чай с молоком или кофе с лимоном. Другие уже не столь безобидны. Вопрос, исключительная ли это особенность человека, интересует ученых достаточно давно, вот только изолировать подобные отличия от генетических и обусловленных влиянием внешних условий для животных довольно сложно.
Раздача меда
Чтобы посмотреть, существуют ли такие различия на самом деле, международная группа исследователей под руководством Клауса Цубербюлера из университета Сент-Эндрюса (University of St.-Andrews) провела исследование поведения шимпанзе в незнакомой ситуации. И выяснила, что представители разных стай ведут себя по-разному.
В поедание бесплатного меда оказались вовлечены стаи шимпанзе (P. t. schweinfurthii) сонсо и каньявара из национального парка Кибале в Уганде. Для начала ученые предложили им довольно простое задание. На полянки вблизи мест обитания шимпанзе размерами не менее 5 х 5 м люди приносили бревна с проделанными отверстиями размером 4 х 5 см и глубиной в 11 см. В отверстиях лежал мед диких пчел. Причем его верхняя кромка находилась на глубине 6 см от поверхности. Мед из такой емкости шимпанзе могут спокойно достать пальцем. Обезьян туда из других мест никак не приманивали, просто рядом с отверстием размещали немного сот. В более сложном эксперименте отверстие было в глубину уже 16 см, а вкусный слой начинался на глубине 10 см. Голыми руками мед оттуда уже не достать. Еще одно небольшое отличие -- сотами здесь закрывали уже само отверстие, чтобы обезьян не опередили насекомые.
Губочная культура
Отличий в аппетите у шимпанзе не оказалось ни в одном эксперименте -- от меда никто не отказывался. А вот дальше начинались расхождения. Шесть из десяти каньявара для легкой добычи использовали палку, в то время как два из 11 сонсо использовали несложную процедуру: они опускали в дырку листья и выжимали их себе в рот. Методики другой стаи никто не использовал.
В более сложном случае изменений не произошло -- каждый пользовался своей методикой. 11 из 12 каньявара, подходивших к бревну, изготавливали палки и с их помощью выковыривали мед. А вот четыре из 11 сонсо оставались верны своей традиции делать аналог губки из листьев. Посмотреть, как едят мед оставшиеся обезьяны в стаях, исследователи не смогли, так как более успешные сородичи просто-напросто все съели.
В общем, несмотря на близкое родство и одинаковые условия, методы решения проблем оказались разными. Наблюдения показали, что это, возможно, связано с привычкой шимпанзе из стаи сонсо собирать воду в подобные губки. Так что культурные различия в том виде, как их понимают люди, у шимпанзе, скорее всего, все-таки есть.