Благотворительность мужчин и женщин отличается кардинально. Первые скупее и не склонны давать деньги на помощь «чужим». Зато женщины готовы помочь всем.
Три профессора -- Карен Уинтерих (Karen Page Winterich, Texas A&M University), Викас Миттал (Vikas Mittal, Rice University) и Уильям Росс-младший (William T. Ross, Jr., Pennsylvania State University) попытались разобраться в том, действительно ли женщины жалостливее мужчин и в чем причины такого поведения. Чтобы найти ответ на свой вопрос, они принялись изучать, как люди жертвуют деньги.
Тебе, мне, ему...
Работа включала три отдельных эксперимента. В первом приняли участие 143 добровольца из университета штата Пенсильвания (68 девушек и 75юношей). Сначала они прошли тестирование по двум опросникам. По первому необходимо было ответить на вопросы, касающиеся своих моральных установок, по второму – пройти гендерный тест. Дальнейший ход эксперимента был для них не известен. А далее предлагалось ощутить себя в шкуре благотворителя. Каждому участнику выдали по большому конверту. В них находилось по пять однодолларовых чеков и три конверта. Первый конверт был предназначен для помощи жертвам урагана «Катрина» в Новом Орлеане. Второй – для помощи жертвам цунами в Индонезии. Третий – просто для себя. То есть каждый участник эксперимента к $2, полученным за участие в первой части, мог приплюсовать еще до $5. При этом организаторы эксперимента заявили, что не будут идентифицировать каждый конверт: эта часть была полностью анонимной. После чего добровольцев опрашивали, насколько они ассоциируют себя с жертвами катастроф в Новом Орлеане и Индонезии.
Два других эксперимента проходили с немного измененными условиями -- они выполняли контрольную функцию. Например, третий эксперимент имел целью показать, что гендерная самооценка в сходных условиях коррелирует с реальным полом.
Щедрость мужская и женская
Авторы работы считают, что на характер и размеры пожертвований в первую очередь оказывает влияние пол человека. Женщины стремятся помочь всем сразу, мужчины же более склонны к поддержке «ближних» людей и в целом менее склонны к благотворительности. Уже во вторую очередь в ход вступают моральные качества. Ключевой фактор в данном случае -- способность ассоциировать себя с тем, на чьи нужды собираются пожертвования. Например, человек получивший травму в автокатастрофе, с большей охотой расстанется с деньгами на нужды тех, кто пострадал в аналогичной ситуации. Такие примеры можно приводить бесконечно.
Результаты работы опубликованы в последнем номере Journal of Consumer Research.