Женщины хотят отправить в декрет мужей
Большинство российских мужчин считают своей основной обязанностью зарабатывать деньги. Отцы семейств далеки от рутинных проблем, связанных с воспитанием ребенка, и общество их в этом поддерживает.
«Почему в России так, а в Европе или, к примеру, в Скандинавии иначе? Есть объективные причины: сложившаяся веками структура общества, стереотип, что мужчина значимее женщины. В Финляндии еще 100 лет назад в парламент было избрано 17 дам. В процентном соотношении это больше, чем сегодня в законодательном собрании Санкт-Петербурга», -- говорит Дарья Ахутина, директор межрегиональной общественной организации «Ассоциация сотрудничества со странами Северной Европы НОРДЕН».
В РФ женщины никогда не были наравне с мужчинами. Еще в советской Конституции были прописаны одинаковые права для женщин и мужчин, но в реальном обществе до сих пор существует дискриминация. По статистике, мужчинам платят на 20-30% больше, несмотря на то что в среднем женщины более образованны, имеют по два-три диплома. Представительниц слабого пола менее охотно принимают на работу, всегда обращая внимание на семейное положение и возраст кандидаток. Их могут уволить во время беременности, могут задержать или не оплатить декретный отпуск. Женщины регулярно слышат упреки из-за больничных по уходу за детьми и т. д.
В Скандинавских странах другой менталитет. Общество не считает стыдным и зазорным, если мужчина берет декретный отпуск или больничный лист по уходу за ребенком. В Норвегии, Дании и Швеции новоиспеченный папа уходит в декретный отпуск на три месяца вместе с мамой. Так он может привыкнуть к малышу, помочь жене в самый трудный период и поучиться роли отца. Это прописано законодательно -- на декретный отпуск имеют право: три месяца мама, три месяца папа и три месяца оба родителя.
«В РФ огромную роль играет общественное мнение. Существуют такие понятия, как общественные признание и порицание. Если у нас мужчина воспользуется своим правом и уйдет в декрет, вряд ли окружающие станут говорить – вот, такой молодец, ушел сидеть с ребенком», -- говорит Дарья Ахутина.
В опросе молодых и будущих мам, проведенном на детском фестивале 1 июня 2010 года в Москве, один из ответов на вопрос «Хотели бы вы разделить декретный отпуск с отцом?» звучал следующим образом: «Так у нас не принято». С ним согласились некоторые женщины (5,4% из всех тех, кто не согласился с правом пап на декрет). Всего же было опрошено 1880 женщин, беременных либо имеющих ребенка до года. На вопрос «Хотели бы вы отправить в отпуск папу?» -- «да» ответили 70,2%, «против» -- 29,8%. 61,2% участниц доверили бы папам полностью справляться с малышом, а сами бы вышли на работу.
38,8% отказались от участия мужей в заботе о ребенке по следующим причинам:
- он не справится (я ему не доверяю) -- 9,4%
- так у нас не принято (осуждение друзей и знакомых) -- 5,4%
- он больше зарабатывает -- 31%
- не мужское это дело! -- 28,3%
- не хочу работать, хочу сидеть дома с ребенком -- 17,5%
- против муж -- 13,5%.
Что касается юридической защиты материнства, прописанной на бумаге, опрос показал: 20,8% женщин сталкивались с незаконным увольнением (41%) либо невыплатой, задержкой заработной платы (23%), невыплатой или задержкой пособий по уходу за ребенком (23%) или другими правовыми ущемлениями.
Российской женщине часто приходится выбирать между семьей и работой из-за неразвитой социальной инфраструктуры. В детский сад ребенка записать сложно. Для этого нужно выстаивать огромные очереди в районные отделы дошкольного образования, ждать места по два-три года без какой-либо гарантии, что оно вообще будет. Ситуация со школами проще, но уровень образования в них разный, также как и уровень медицинского обслуживания в государственных и частных поликлиниках. В Скандинавии ребенок по праву рождения автоматически получает место в детском саду и школе, государство создает все условия родителям, чтобы полноценно работать и растить детей. «Когда только мужчины правят страной, возникает экономический дисбаланс. Экономика страны страдает, когда в ней нет равенства женщин, и это доказано», -- говорит Дарья Ахутина.