Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Детскую онкологию приведут в порядок

Впервые в России для маленьких пациентов, страдающих раком, будут организованы отдельные детские онкологические кабинеты, отделения и стационары. Пока что в большинстве областей страны для таких больных выделены лишь отдельные койки в стационарах для взрослых.

Педиатры не разбираются в онкологии

Каждый год страшный диагноз слышат родители более 75 тыс. российских детей до 14 лет. Большинство из них, по мнению Валентины Широковой, директора департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития, можно вылечить, если организовать систему помощи детям с онкологическими заболеваниями: «Дети -- это не маленькие взрослые. Их лечение требует отдельной специализации, других подходов. К сожалению, многие дети попадают к профильным врачам только на третьей или даже четвертой стадии рака. Заболевание, которое можно вылечить, становится смертельным». По словам главного детского онколога страны, члена-корреспондента РАМН, заместителя директора НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н. Н. Блохина РАМН, профессора Владимира Полякова, основная проблема плохой диагностики детского рака связана с низкой онкологической настороженностью педиатров.

23 мая на сайте Министерства здравоохранения впервые появился документ, который призван изменить порядок оказания помощи детям, больным раком. Если удастся внедрить хотя бы часть его положений, родители многих детей получат возможность не только своевременно узнавать диагноз, но и получать необходимое лечение. Больных детей будут госпитализировать в профильные онкологические отделения. В поликлиниках появятся отдельные кабинеты, для которых будут официально предусмотрены обеспечение и штатные единицы врачей.

«В стране сложилась ситуация, когда родители просто не знают, куда и к кому нужно обращаться, -- говорит Валентина Широкова. -- Есть квоты на лечение, но они существуют отдельно от больных, и некоторые из-за этого даже не используются».

Врачи сядут за парты

«Основная проблема в мозгах. Не буду называть конкретные регионы, но мы сталкивались с ситуациями, когда на станциях переливания крови дети через одного заражались гепатитом С, потому что не соблюдались правила, -- говорит Нина Бухман, учредитель, PR-директор Благотворительного фонда помощи детям с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями «Жизнь». -- У нас очень плохая диагностика, пока родители с детьми разберутся что к чему, приедут из регионов, уже невозможно ничего сделать. В советское время проблему частично решали ежегодные профдиспанцеризации, был высокий уровень выявления заболеваний на ранних стадиях. Деньги, которые выделяет государство, это, конечно, очень важно, но программа по диагностике, которая бы охватывала всех, вот это была бы действительно реальная помощь».

Согласно новому положению, все врачи, занимающиеся детской онкологией, получат сертификат. Специалистам, которые работают по профилю уже более 10 лет, достаточно будет пройти полуторамесячные курсы тематического усовершенствования, врачам, занимающимся детской онкологией от 5 до 10 лет, придется прослушать 576 учебных часов, остальным нужно будет закончить профильную ординатуру. «В некоторых случаях врачи из регионов даже не назначают необходимого лечения, -- объясняет Нина Бухман. -- Такой у них подход: если нужно лечение, которое, к примеру, можно получить только за рубежом, они не скажут о нем родителям, потому что те все равно не смогут ничего сделать. В Москве и Санкт-Петербурге, конечно, с информацией намного проще».

Детская смерть никого не интересует

Приказ, устанавливающий новый порядок оказания помощи детям с онкологическими заболеваниями, впервые поднимает и вопрос паллиативной помощи. Пока что детей с терминальной -- неизлечимой -- стадией рака просто отправляют домой. Притом что во всем мире такие дети чаще всего проводят последние месяцы жизни в специально оборудованных хосписах. В России уже работает множество таких учреждений, рассчитанных на взрослых, но детям в них практически невозможно попасть. Система детских хосписов в нашей стране только начала развиваться, а родители, которые остаются один на один с умирающим ребенком дома, вынуждены искать препараты для снятия боли самостоятельно.

«Отдельная проблема, с которой сталкиваются родители детей с неизлечимыми формами рака, -- говорит Валентина Широкова, -- как и где достать наркотические обезболивающие. Для взрослых этот вопрос давно решен: есть сейф, в котором хранятся лекарства, которые родственники больного могут официально получить. Ничто не мешает поставить сейф и в кабинете главного врача детского онкологического отделения».

Полная версия