Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Лучевая болезнь в мирных условиях

Мирный атом сегодня широко применяется в промышленности, медицине, строительстве. Но неаккуратное обращение с радиоактивными приборами может стать причиной лучевой болезни. В группе риска врачи, строители и дети.

Не влезать -- убьет

2 марта 1982 года в селе Ново-Украинском Краснодарского края строители проводили газопровод, трубы проверяли дефектоскопом -- строительным рентгеном. С его помощью в стенах и трубах находят трещины. В это время восьмилетняя Ира Кордуганова с подругой возвращалась из школы. Девочки проходили мимо стройки. «Рабочие пошли на обед, -- вспоминает Ирина Кордуганова, -- и оставили этот прибор на улице. А старшеклассники шли из школы и разбили его. Капсула оказалась на дороге. Я ее увидела и подумала, что это какая-то запасная часть от машины: блестящая, небольшого размера, сантиметров пятнадцать. Я подобрала ее, подумала, папе пригодится в хозяйстве».

Ира не торопилась домой, родители были на работе. Полтора часа она гуляла с радиоактивным цезием в руках, а увидев мальчишек, испугалась, что они отнимут у нее новую игрушку, и спрятала капсулу в сапожок. Дома девочка отдала железку папе, а он, особо не задумываясь, бросил находку к запчастям. «Через сутки строители начали разыскивать эту «запчасть», понимая, какую она несет в себе опасность, -- рассказывает Ирина Кордуганова. -- К нам пришел участковый, он обходил все дома, и стал расспрашивать папу, не приносила ли я такую железную штучку?» Папа достает радиоактивную деталь, показывает участковому, спрашивает: «Вот это?». Тот пожал плечами, говорит, что не знает, как она должна выглядеть, взял тоже в руку и увез. После этого столько набежало народу, следователи из области приехали, с этого все и началось».

Иру срочно доставили в Москву. Через десять дней у нее на руке и ноге проявились лучевые ожоги. Девочку удачно прооперировали, но до 14 лет каждый год она проводила в больнице по два-три месяца.

Сейчас Ирине тридцать шесть. Она вышла замуж и родила четверых детей. Все они здоровые и симпатичные. Ирина давно уже не вспоминает о том, что у нее была лучевая болезнь. Правда, своим детям она строго-настрого запрещает подбирать на улице разные железяки.

Где лечат лучевую болезнь

Московская больница № 6 -- единственное место в России, где лечат пострадавших от радиации. Поступивших через спецприемник моют и переодевают. Все вещи больного уничтожаются. Помещения в больнице делят на три класса: грязное, серое и стерильное. Больные находятся в стерильном помещении, каждый в отдельном боксе -- при облучении резко падает иммунитет и есть риск присоединения инфекции. Врач заходит через грязное помещение, снимает одежду, тщательно моется под душем, надевает стерильный костюм, проходит через серое помещение. Медсестра подает врачу дополнительные одноразовые средства защиты, только после этого врач заходит в стерильное помещение, начинает обход от легких больных к более тяжелым. Выходя из каждого бокса, врач снимает одноразовые средства защиты и бросает их на пол, надевает новый стерильный комплект и входит в следующий бокс.

Медсестра в бокс не заходит. Она работает через закрытое окошко из оргстекла, все процедуры делает через перегородку, с помощью специальных рукавов с резиновыми перчатками. Еду в боксы передают через особое окошко. Тарелка с едой дезинфицируется ультрафиолетом.

Лечение одного больного стоит около 50-70 тысяч долларов. Все расходы оплачивает государство.

Радиоактивные ловушки

Сегодня основные пациенты -- сами врачи, строители и дети. Причина -- неосторожное обращение с приборами, которые работают от радиоактивных источников. Комментирует Ангелина Гуськова, доктор медицинских наук: «Был случай, когда такой источник был забетонирован и остался на дне большого чана, в котором проводились работы. И никак не могли понять, почему этот чан является источником излучения».

17 июля 2001 года в Москве десятилетний Дима Громов взял у друга поиграть бытовой дозиметр для измерения радиации, принес его домой и попробовал сделать замеры. Неожиданно для всех членов семьи мальчик обнаружил недопустимо высокий уровень радиации, показания прибора зашкаливали. Громовы срочно вызывали специалистов. Дозиметристы под плинтусом нашли капсулу с радиоактивным источником. Капсулу увезли в специальном контейнере. Громовых и соседей снизу забрали в больницу. К счастью, результаты анализов показали небольшое превышение уровня радиации в организме, но признаков лучевой болезни не обнаружили. Как радиоактивная капсула попала в обычную московскую квартиру, до сих пор остается загадкой.

Полная версия