Разговоры о терроризме травмируют детей
Оградить детей от темы терроризма невозможно. Новости, разговоры соседей и попутчиков в общественном транспорте -- так или иначе, ребенок узнает о том, что произошло. Замалчивать тему гораздо опаснее, чем открыто обсуждать случившееся. Главное -- делать это психологически правильно.
Страх витает в воздухе
В среднем до семи лет маленькие дети очень чутки к эмоциональным переживаниям мамы и папы. Они чувствуют, когда родители злятся, сердятся или пугаются. Малыша бесполезно обманывать, говорить «ничего не случилось», если он уже видит, что мама волнуется. Такие двойные послания путают и пугают ребенка. «Ошибкой будет считать, что дети ничего не понимают, -- рассказывает детский психолог, профконсультант, конфликтолог Юлия Ерофеева. -- Если родители начинают паниковать, то это передается ребенку на бессознательном, телесном уровне. Отмахиваясь от малыша, они оставляют его в неизвестности. Ребенок начинает рисовать в воображении картинки, которые для него могут быть намного страшней того, что произошло на самом деле».
Далеко не всегда маленький ребенок будет делиться с родителями смутными для него самого переживаниями, которые возникли из-за состояния общей нервозности людей вокруг, из-за случайно услышанных фраз во время разговора воспитательниц в детском саду. «Даже если ребенок не проявляет видимых признаков беспокойства, это не значит, что он спокоен внутренне. Сейчас родителям нужно быть особенно внимательными, -- говорит Юлия Ерофеева. -- Уход в себя может привести к депрессивным, невротическим, психосоматическим состояниям. Например, у ребенка может неожиданно начать болеть живот, развиться аллергия. Малыша начнут лечить врачи, а на самом деле это будет эхом прошедшего теракта». Если родители заметили, что у ребенка изменилось поведение, что при входе в метро он замолкает, у него повышается мышечный тонус, он стал менее разговорчивым или, наоборот, слишком активным -- им стоит подумать об обращении к специалистам-психологам, которые владеют специальными техниками для работы с детскими страхами.
Кроха сын к отцу пришел
Страх и паника могут проявиться совершенно неожиданно. Например, услышав вечером от бабушек, сидящих на скамейке, о теракте, ребенок может на следующий день расплакаться перед входом в метро. «В такой ситуации ни в коем случае не тащите его насильно, -- объясняет Ерофеева. -- Обнимите его, прижмите к себе, расцелуйте. Ему нужен физический контакт, чтобы почувствовать в вас опору».
В случае если родители точно уверены, что ребенок знает о произошедшей трагедии, психологи рекомендуют поиграть с малышом в театр. Взрослым нужно помочь ребенку выразить свои чувства: страх, злость. Проще всего это сделать в игре. Пусть ребенок выберет кукол на роли злодеев-террористов и мирных жителей. Проговаривайте вместе с ним: «Террористы плохие, они делают больно, они злые». И, конечно же, в игре добро должно победить зло. Как именно -- не важно. Спасителем может стать милиционер, супермен или кто-то из мирных жителей. «Если вы говорите с ребенком о том, что произошло, честно делитесь с ним своими чувствами, -- советует Ерофеева. -- Высказывая то, что чувствуете сами, вы создаете доверие и учите ребенка правильно обращаться со своими чувствами. Уместными будут слова: «Я так испугалась. Это ужасно. Мне так жалко людей». И ни в коем случае не обрывайте переживания детей, говоря: «Мальчики не плачут» или «Перестань реветь, все уже закончилось».
«Если трагедия затронула семью или друзей, не умалчивайте дома об этом, -- советует психолог университетского детского центра МГППУ Наталия Рыскина. – Обсудите то, что произошло, то, как именно это случилось. Ситуация должна быть завершена. Если пострадавший попал в больницу -- навестите его вместе с ребенком. Если он умер, об этом тоже нужно сказать. Старайтесь, чтобы в семье было как можно меньше тайн. Скрывая что-то от ребенка, вы создаете напряжение, которое дети чувствуют и которое в дальнейшем может вылиться в различные страхи».