Образцово-показательные шпионы
Российские эксперты из силовых структур уверены, что новость из США о задержании группы российских шпионов не случайно появилась сразу после визита президента России в Америку. По их мнению, задержание нелегалов разведчиков носит демонстративно-показательный характер. Это не провал российских спецслужб и не триумф американской контрразведки, а политическая акция, за которой может последовать адекватный российский ответ. Впрочем, есть мнение, что после скандала спецслужбы все же смогут договориться и замять дело, вернув агентов в Россию.
Ветераны российских органов госбезопасности видят в шпионском скандале политический подтекст и попытку оказать давление на Россию.
«Не секрет, что государства ведут друг против друга разведывательную деятельность, -- рассказал Infox.ru адвокат, бывший сотрудник ФСБ России Михаил Трепашкин. -- Но раскрытие столь массовых шпионских сетей -- это редкость, тем более публичное обнародование таких данных. Это явно не случайность. Тем более если за ними следили несколько лет, а сказали только сейчас, после визита президента, это не может быть случайностью. Я уверен, что это элемент политического давления на Россию. Видимо, где-то в чем-то не договорились, вот и появились шпионы».
Член комитета по безопасности Государственной думы России Александр Гуров считает сообщение из США странным. «Я бы назвал новость из Америки странной, -- заявил в беседе с Infox.ru Александр Гуров. -- Только что встретились президенты, началось сближение наших стран, а тут спецслужбы такую ложку дегтя бросают».
Ветеран госбезопасности, депутат Мосгордумы Сергей Гончаров уверен, что раскрытие шпионской сети -- это показательный, популистский акт.
«Я всегда говорил и буду говорить, что мы с Америкой никогда не будем партнерами, в лучшем случае -- попутчиками, -- считает Гончаров. -- Я считаю заявление о российских шпионах популистским. Я обращаю ваше внимание на то, что это произошло на следующий день после визита президента, сразу после того, как Обама и Медведев стали чуть ли не друзьями. Еще меня смущает абсолютная бездоказательность американских заявлений. Пока я не услышал ни одного довода, подтверждающего причастность этих людей к шпионажу в пользу России. Спецслужбы во всем мире предпочитают оставлять выявленных агентов под колпаком или вести с ними двойную игру, а не заявлять во всеуслышание об их аресте. Это не провал нашей разведки или успех американской контрразведки -- это показательный недружественный России акт».
Михаил Трепашкин разделяет мнение, что публичное задержание не метод работы разведки. «Лучше знать шпиона в лицо, держать под колпаком, снабжать его дезинформацией, следить за его контактами, связями, чем арестовать, а потом искать того, кого пришлют на место раскрытого агента, -- объяснил экс-сотрудник ФСБ. -- Это закон. Конечно, их могли арестовать для обмена, но обычно это делают тихо и без шума».
На чем конкретно попались подозреваемые в шпионаже, пока неизвестно -- ни о каких утечках секретных сведений американская сторона не заявила. А вот способов выявления вражеских агентов -- масса. Чаще всего шпионы светятся на финансах. Обычно это происходит в момент передачи денег. Деньги также могут переводить и на секретный счет, но это тоже не гарантирует безопасности. Часто шпионов отслеживают через контакты, причем не только личные, но и электронные. Иногда контрразведчики специально сливают «дезу» и смотрят, где и как она всплывет, после чего выявляют источник утечки. Именно так, по данным New York Times, агенты ФБР поступили с Анной Чапман и Михаилом Семенко.
Шпионов также может раскрыть резидент, работающий под официальным прикрытием. Его встречи могли отследить, а дальше распутать всю цепочку. Именно таким образом было выявлено большинство агентов иностранных разведок перед московской Олимпиадой. Тогда произошла резкая активизация кураторов из зарубежных разведок. Они встречались с агентами, давали им инструкции. Контрразведчикам оставалось только внимательно следить за перемещениями резидентов.
По поводу возможности адекватного ответа американцам мнения экспертов разделились. Часть аналитиков уверены, что если это действительно наши агенты и скандал будет набирать обороты, то в ближайшее время надо ждать задержаний десятка западных агентов в России. В свою очередь Михаил Трепашкин уверен, что разговоры об адекватном ответе с российской стороны, скорее всего, не имеют под собой почвы. «Если бы было чем ответить, уже ответили бы, -- считает Трепашкин. -- В последнее время спецслужбы сконцентрированы на борьбе с инакомыслящими в своей стране, им не до борьбы со шпионами».
В США понятие государственного преступления трактуется довольно размыто, соответственно и наказание может варьироваться в широких пределах – от непродолжительного заключения до смертной казни. За неуплату налогов и отмывание денег потенциальным шпионам грозит до 20 лет. Пока задержанные молчат на допросах, их адвокаты заявляют о непричастности задержанных к преступлениям. Высылка из США арестованным не грозит -- их будут судить в США, поскольку они работали и жили в Штатах по поддельным документам.
«Скорее всего, они пойдут на сотрудничество со следствием и в итоге получат по восемь-десять лет тюрьмы, -- утверждает Трепашкин. -- После того как стихнет шумиха, начнутся переговоры спецслужб. Их могут обменять, досрочно выпустить. Они даже могут вернуться в Россию, но мы вряд ли об этом узнаем».