Польский борт № 1 в Смоленск посадили чиновники
Российская сторона еще на этапе подготовки визита польского президента отговаривала дипломатов от использования смоленского аэродрома Северный. Полякам предлагали технически лучше оснащенный аэропорт в Брянске. Однако команда польского президента заподозрила в этом предложении подвох и пообещала дипломатический скандал, если польский борт № 1 не сядет в Смоленске.
Еще на стадии подготовки визита польского президента в Катынь российская сторона предупредила поляков, что не может дать полной гарантии безопасности при приземлении на взлетно-посадочной полосе смоленского аэродрома Северный, пишет польская газета Wyborcza. Указывалось, что аэродром недостаточно технически оснащен для безопасного приема тяжелых пассажирских самолетов. В качестве более надежного варианта полякам предложили международный аэропорт Брянска в 250 км от Катыни.
Однако организаторы визита, заместитель министра иностранных дел Польши Анджей Кремер и секретарь Совета охраны памяти борьбы и мученичества Анджей Пшевожник (оба погибли в авиакатастрофе), обвинили российскую сторону в попытках воспрепятствовать доступу польской делегации к братским могилам Катыни. И настоятельно рекомендовали российским властям посадить самолет именно в Смоленске. Вероятно, сыграло роль то обстоятельство, что раньше россияне всегда разрешали самолетам польских лидеров садиться в Северном. Пресс-секретарь МИДа Петр Пашковский сказал журналистам, что при его разговорах с Анджеем Кремером тема смены аэропорта не обсуждалась. «Польские самолеты садились там и раньше, так что вопрос о месте посадки казался очевидным», -- объяснил Пашковский. В итоге желание поляков было выполнено.
«Аэропорт в Брянске имеет намного лучшую систему наведения самолетов на посадку. В смоленском Северном есть только радиомаяки, которые не позволяют пилоту точно определить курс. А в Брянске есть система посадки СП-80М, она «автоматически» наводит самолет на полосу, то есть сообщает пилоту о малейших отклонениях от курса и глиссады, иными словами, верного коридора снижения, − пишет издание со ссылкой на неназванного российского летчика-испытателя и специалиста по расследованию авиакатастроф. − Я уже раньше говорил читателям вашей газеты, что пилоты президентского Ту-154 в принципе всегда садились на аэродромах, оборудованных таким образом. В Брянске они бы сели без проблем даже при практически нулевой видимости».
Еще до трагедии с самолетом Леха Качиньского на смоленском аэродроме случались ЧП с польскими самолетами. По словам супруги экс-президента Польши Иоланты Квасьневской, однажды там едва не потерпел аварию самолет ее мужа, Александра Квасьневского. Лайнер с трудом затормозил у самого конца взлетно-посадочной полосы.
Польские журналисты предположили, что рекомендации сменить аэродром были связаны с тем, что осенью прошлого года Северный стал военно-гражданским аэродромом. По одной из версий, военные могли забрать с собой какое-нибудь оборудование.
Главный энергетик смоленского аэродрома Северный Александр Корончин не смог опровергнуть версию журналистов, заявив, что не располагает подобной информацией. «Я думаю, что этот вопрос интересует работающую при Межгосударственном авиационном комитете комиссию по расследованию причин катастрофы самолета польского президента, -- ответил Корончин. -- Чтобы дать ответ на этот вопрос, придется подождать обнародования результатов ее работы».
Председатель польской Государственной комиссии по изучению авиационных происшествий Эдмунд Клих заявил, что данные всех бортовых самописцев президентского самолета Ту-154 известны, и в самое ближайшее время они будут представлены общественности в письменном виде. Пока эксперты не имеют единой версии того, что именно могло стать причиной катастрофы самолета, в которой погиб президент Польской Республики Лех Качиньский. Клих рассказал, что записи черных ящиков изучат польские психологи, чтобы оценить стрессовое состояние экипажа, сообщает польский телеканал TVN24.