Вихрь борьбы с терроризмом
После терактов в московском метро вся российская милиция работает в усиленном режиме. Проводятся проверки выходцев с Северного Кавказа и из Средней Азии, усиливается охрана потенциально опасных объектов. В метро в три раза увеличена плотность нарядов. Власти грозят разогнать все нелегально организованные автобусные стоянки в столице, куда могут приехать террористы. Однако предпринимаемые уже не первый год подряд усилия, как отмечают бдительные граждане и подвергнутые облавам выходцы с Кавказа, оказываются всего лишь формальностью.
После терактов в Московском метрополитене плотность нарядов милиции, охраняющих подземку, была увеличена практически в три раза. По словам главы ГУВД Москвы Владимира Колокольцева, безопасность на станциях и в вагонах сейчас охраняют, в частности, 148 оперуполномоченных уголовного розыска и 180 кинологов с собаками. Станции также патрулируют бойцы ОМОНа.
Особое внимание уделено пересадкам и конечным станциям, на которых фланирующие группы милиционеров и солдат внутренних войск своим грозным видом убеждают потенциальных террористов, что охрана метро поставлена должным образом. Стоит отметить, что в августе 2004 года на станции метро «Рижская» террористка не смогла довести план до конца, именно испугавшись милиционера, дежурившего перед входом в метро.
Форменное многолюдье
Сейчас на всех 183 станциях московского метро установлено 4590 камер видеонаблюдения. Такими камерами было оборудовано и 509 вагонов подвижного состава. Информация с этих камер поступает в ситуационный центр дежурной части УВД на метрополитене. Записи с таких камер помогли и при установлении лиц, причастных к теракту 29 марта -- милиция составила описание сообщника террористок-смертниц, который вел женщин от «Воробьевых гор» до станции «Парк культуры».
В пресс-службе Департамента обеспечения порядка на транспорте МВД России Infox.ru сообщили, что на вокзалах, в портах и аэропортах тоже увеличены наряды патрульно-постовой службы. Проверяются пригородные электрички и пассажирские поезда, их усиленно патрулируют наряды сопровождения.
Патрули можно увидеть на рынках и вокзалах, вблизи крупных торговых центров, усилены стационарные посты ДПС ГИБДД. В разных регионах идет операция «Вихрь-Антитеррор».
Проверки по национальному признаку
В первую очередь ужесточение мер безопасности испытывают на себе выходцы с Кавказа и из Средней Азии. «Проверяют -- не то слово, -- говорит Infox.ru председатель Ингушского общественного центра Москвы Салман Наурбиев. – Это не проверки -- это сплошное издевательство и сильнейшее безобразие. Особенно лютуют в метро. Вчера на «Таганской» разъяренные люди чуть под поезд не сбросили нашу аспирантку, которая учится в МГУ. Рядом стоит милиционер -- ноль внимания. Террористы сеют ненависть, а общество ищет виноватых в национальности. Все напуганы, это очень плохо».
Милиция не скрывает, что активно проверяет жилой сектор и места проживания выходцев с Северного Кавказа и из Средней Азии. «Организована отработка жилого сектора и промышленных зон, особое внимание уделяется местам концентрации приезжих граждан, особенно с Северного Кавказа и из Средней Азии», -- сообщил на заседании с министром внутренних дел во вторник начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев.
«Проведение облав -- это стандартная реакция милиции, -- заявила Infox.ru заместитель директора правозащитного центра «Сова» Галина Кожевникова. – Давно доказано, что полезность этих акций стремится к нулю. Многие наши знакомые вообще стараются не выходить из дома, резонно опасаясь за свою жизнь и унизительных проверок со стороны милиции».
Как на практике проводятся подобные проверки, корреспондент Infox.ru наблюдал воочию. Участковым раздали ксерокопии фотографий погибших шахидок, с которыми они ходят по квартирам, задавая риторический вопрос – никто из ваших знакомых случайно голову не потерял? От выходцев с Северного Кавказа, невзирая на наличие московской прописки и срока проживания в столице, требуют написать заявление на тему: где я был утром в день взрывов.
Регистрация терроризма
По сведениям РИА «Новости», в Москве будут ликвидированы все нелегально организованные автобусные стоянки, где прибывающих пассажиров невозможно проверить. Теперь все прибывающие из других регионов автобусы собираются отправлять на официально действующие автовокзалы.
Остается загадкой, как регистрация пассажиров поможет в борьбе с терроризмом. Например, после терактов 2004 года при покупке билета на междугородний транспорт уже была введена обязательная регистрация. При этом никаких документов у пассажиров не спрашивали. В результате большинство билетов в Подмоскоье продается на фамилии Иванов или Путин. К тому же в отличие от самолетов и поездов автобус может остановиться в любом месте, чтобы высадить пассажира.
Регистрация и проверка документов не смогли предотвратить в 2004 году взрывы двух самолетов, вылетевших из аэропорта Домодедово. Все документы у смертниц были в порядке, они зарегистрировались на рейсы и прошли со взрывчаткой на борт. В аэропорту у шахидок сотрудник милиции проверил документы. Не обнаружив фамилий Аманат Нагаевой и Сациты Джебирхановой в ориентировках и признаков подделок в их паспортах, оперативник отпустил чеченок. Впоследствии милиционера ЛОВД «Домодедово» Михаила Артамонова приговорили к семи годам тюрьмы -- он оказался единственным, кто ответил за смерть 90 пассажиров двух самолетов.
Пишите письма
По словам Владимира Колокольцева, столичная милиция в тесном взаимодействии с сотрудниками ФСБ и следователями прокуратуры проводит комплекс мероприятий, направленных на задержание организаторов терактов в московском метро, а также на недопущение возможных повторных террористических актов и обеспечение повышенной безопасности на объектах транспорта.
Для этого создан временный оперативный штаб, утвержден план основных мероприятий антитеррористической направленности. Аналогичные штабы и рабочие группы созданы во всех окружных УВД и в УВД на Московском метрополитене.
Только за минувшие сутки на службу «02» поступило 115 сообщений о заложенных взрывных устройствах и об обнаружении подозрительных предметов в различных частях города, сообщила Infox.ru пресс-секретарь начальника столичного ГУВД подполковник милиции Жанна Ожимина. Она подчеркнула, что по всем сообщениям проводились проверки.
«Мы и в дальнейшем надеемся на помощь горожан. Если вы располагаете информацией, способной оказать содействие в поимке преступников, или были очевидцем этой трагедии – звоните в Московский уголовный розыск по телефону 694−82−84», — добавила Ожимина.
Однако один из читателей Infox.ru по имени Вячеслав сообщает, что он пытался сообщить в милицию и следователям о подозрительной девушке, но в Следственном комитете, где открыта горячая линия (8-499-265-90-02), с ним не стали разговаривать, заявив, что «он не очевидец». Между тем, как отмечает бдительный житель столицы, увиденная им женщина вполне могла быть сообщницей террористок-смертниц.
«В электричке, шедшей с Ярославского вокзала по расписанию в 18.15 на Александров, находилась женщина, несколько похожая на одну из смертниц по фото. На вид 25 лет, вишневая или коричневая болоньевая куртка, пестрая в тон куртке юбка. Вела себя неадекватно и вязаным шарфом или воротником от свитера прикрывала нижнюю часть лица. В тамбуре вагона у нее оказалась туго набитая клеенчатая сумка примерно 40х40см (не как у мешочников -- меньше), которую девушка не взяла с собой в вагон. Она стала смотреть на меня, и мне показалось, что она беззвучно засмеялась. Потом, с тем же настроением, она вышла в районе станции Челюскинская (Тарасовская). Кстати, с Ярославского вокзала прямиком попадаешь на красную ветку метро», -- добавил читатель.
По мнению Вячеслава, увиденная женщина вполне могла быть одной из сообщниц террористок.
«Не исключено, что по каким-то причинам третья девушка не произвела взрыв и скрылась. Возможно, именно она и находится сейчас в районе Тарасовки (ближнее Подмосковье). В том месте, где она вышла, вплоть до Пушкина тянутся дачи, коттеджи и всякие жилые постройки. Я обращался в милицию. Там записали мои данные. Звонил на горячую линию Следственного комитета. Но со мной отказались говорить, потому что, как мне сказали, я -- не очевидец».